Национально-освободительное движение в Африке

НЕКОТОРЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ ИДЕОЛОГИИ НАЦИОНАЛЬНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ В АФРИКЕ При ознакомлении с африканской философской и общественно-политической мыслью бросается в глаза обилие идеологических влияний и порой эклектическое соединение отдельных концепций, почерпнутых из различных философских школ «Африканец на пути своего становления должен, по нашему мнению, быть восприимчивым ко всякому опыту, — писал один из видных деятелей партии Суданский союз, С. Бадиан Куяте, — должен быть, как говорил Эме Сезэр, чувствительным ко всем дуновениям мира».

на глубоко социалистических умонастроениях и управлялось посредством местных социалистических правил, обычаев и институтов». Солидарность и коллективизм, по мнению Онуохи, господствовали в этом обществе и не оставляли места паразитизму, индивидуализму, капитализму, классовым различиям. Вторжение европейцев разбило непрерывность эволюции африканского общества, однако последнее может «вновь овладеть традиционными ценностями и приспособить их к потребностям XX в. к потребностям научного прогресса и международного сотрудничества».

Позиция Л Сенгора аналогична. Он утверждает, что «негро-африканское общество — это общество коллективистское, или, более точно, общинное, поскольку оно создано, скорее, общением душ, чем объединением индивидов», что африканцы «осуществили социализм еще до прихода европейцев», что их призвание — «обновить этот социализм, помогая ему восстановить свои духовные измерения» [120, 71].

В подобных воззрениях, типичных для всех идеологов национального социализма, отчетливо проявляется идеализация традиционного африканского общества, абсолютизация общинного уклада.

Патриархальные традиции бесспорно содержат известные демократические ценности, не утратившие значения и по сей день. Но при оценке их нельзя ограничиваться только констатацией этих позитивных ценностей. Нельзя забывать о том, что патриархальный уклад опутан тенетами консерватизма, что он тормозит развитие современных производительных сил, приводит к стагнации и не располагает внутренними ресурсами, которые обеспечили бы выход из устаревших форм общежития, приспособление их к изменяющимся современным условиям.

Эти цели могут быть достигнуты лишь посредством такого вмешательства, которое прекратило бы проникновение в общину капиталистических отношений и планомерно перевело бы ее на рельсы современного социализма Благодаря хронической неподвижности, замкнутости и безучастности к судьбам внешнего мира община нередко служила в прошлом оплотом деспотической и паразитирующей государственной машины Этот феномен, отмеченный К. Марксом применительно к Индии, видимо, не утратил значения и в современных африканских условиях.

Если подходить к общинным традициям без романтических иллюзий, то следует признать, что известные благоприятные условия, создаваемые ими для приобщения к социализму, связаны, скорее, с тем, что сохранение общинных устоев означает слабое развитие капитализма, слабость социальных сил, заинтересованных в капитализме, чем с их мнимой исконной социалистичностью.

Некоторые представители африканской политической мысли отдают себе отчет в отрицательном влиянии традиционного уклада в экономике ч сознании на прогресс африканских народов Г А Насер в «Философии революции» недвусмысленно отождествляет некоторые древние традиции с отсталостью «Наше духовное состояние все еще пребывало в XIII в,— говорил он,— хотя симптомы XIX и XX вв. пробивали себе дорогу Наш рассудок стремился догнать идущий вперед караван человечества, от которого мы отстали пять или более веков назад Мы живем в обществе, которое еще не кристаллизовалось».

Тунисский политический деятель А. Шакер говорил на коллоквиуме по африканскому социализму в Дакаре (1963 г) «Является установленным историческим фактом, что именно политическая, экономическая и социальная структура привели наши страны к упадку, фетишизму и, наконец, к колонизации, именно экономическая и социальная структура составляет ныне главное препятствие на пути наших стран к прогрессу, и, если мы серьезно хотим проложить дорогу к социализму, следует в первую очередь атаковать именно эту структуру».

Оглавление