Национально-освободительное движение в Африке

НЕКОТОРЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ ИДЕОЛОГИИ НАЦИОНАЛЬНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ В АФРИКЕ При ознакомлении с африканской философской и общественно-политической мыслью бросается в глаза обилие идеологических влияний и порой эклектическое соединение отдельных концепций, почерпнутых из различных философских школ «Африканец на пути своего становления должен, по нашему мнению, быть восприимчивым ко всякому опыту, — писал один из видных деятелей партии Суданский союз, С. Бадиан Куяте, — должен быть, как говорил Эме Сезэр, чувствительным ко всем дуновениям мира».

находила в исламе демократизм, допущение революции и национализации, нетерпимость к крайностям бедности и богатства Идеология революции обращалась к наследию ислама до его слияния с государством и феодальной аристократией Демократическое толкование ислама в соответствии с традициями прогрессивного реформаторского движения периода между первой и второй мировыми войнами осуществляется в столкновениях с реакционным марабутизмом, на который делал ставку французский империализм.

Использование национальными демократами религии имеет мало общего с новейшими реформистскими тенденциями церкви, получившими распространение и в Африке Примером таких тенденций может служить позиция Союза африканских студентов-католиков или ряда идеологов «исламского социализма» В их представлении не существует проблемы отношений между религией и социализмом, ибо социализм объявляется частью религии, одним из принципов ислама. Уже отмечалось, что подобного мнения придерживался эль-Афгани, а также известный представитель современного «исламского социализма» М эль-Сибаи, который считал, что такие положения Корана, как, например, «верующие — братья», являются подлинным выражением социалистических принципов

Для эль-Сибаи, как и для реакционной «Ассоциации Мусульманские братья», лидером сирийской ветви которой он был в 40-х годах, «Коран служит и лучшей конституцией и лучшим учебником политической эконо-

мии; он может с успехом заменить и „Капитал" И „Декларацию прав человека", а вся проблема сводится лишь к тому, чтобы применять Коран на практике». Характерно, что свою «социалистическую» интерпретацию Корана эль-Сибаи оправдывает интересами религии. Воздерживаться от защиты «исламского социализма», по его мнению, значило бы воздвигать препятствия на пути ислама. Стремление потопить социализм в исламе носит последовательно антиреволюционный характер и обычно сочетается с нотками антикоммунизма.

Как уже отмечалось, у эль-Сибаи псевдосоциалистическая интерпретация Корана, рассчитанная на укрепление позиций ислама в современном арабском мире, является частью буржуазно-реформистской платформы.

Это направление «исламского социализма» встретило поддержку и одобрение со стороны Л. Сенгора, который отметил, между прочим, его близость к новым веяниям в католической церкви, в частности к энциклике папы Иоанна XXIII «Mater et Magistra», подвергшей критике «исторические отклонения христианства» и поставившей проблему религиозной морали не только в личных, но и в национальных, расовых и классовых отношениях [121, 163].

Новейшие реформистские веяния современной церкви свидетельствуют о ее стремлении идти в ногу с современностью, о перестройке мышления клерикальных кругов в сторону некоторой либерализации. Отмечая относительно прогрессивный характер этих сдвигов в сравнении с традиционной позицией церкви, нельзя не учитывать, что объективно эта перестройка меняет лишь средства, цель же остается прежней. Это — сохранение существующих общественных отношений при смягчении их наиболее кричащих противоречий посредством широкой программы преобразований, не затрагивающих основ социально-экономической формации. Клерикальный реформизм, как и всякий реформизм, видит свою важнейшую задачу в спасении от революции.

Антиреволюционный характер реформистских течений в церкви четко выражен во введении английского католического священника Ф. Максвелла к книге Б. Онуохи «Элементы африканского социализма». Если бы церковь была на высоте, не было бы революций — таков смысл этого введения. Обратимся к церкви и постираемся поднять ее на должную высоту вместо того, чтобы помышлять о революции, — таков пафос обращения религиозного реформатора к африканской пастве. Этой цели служит и критика капитализма и критика отдельных моментов церковной истории.

Оглавление