Национально-освободительное движение в Африке

НЕКОТОРЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ ИДЕОЛОГИИ НАЦИОНАЛЬНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ В АФРИКЕ При ознакомлении с африканской философской и общественно-политической мыслью бросается в глаза обилие идеологических влияний и порой эклектическое соединение отдельных концепций, почерпнутых из различных философских школ «Африканец на пути своего становления должен, по нашему мнению, быть восприимчивым ко всякому опыту, — писал один из видных деятелей партии Суданский союз, С. Бадиан Куяте, — должен быть, как говорил Эме Сезэр, чувствительным ко всем дуновениям мира».

Л. Сенгор призывает отказаться от экономического детерминизма Маркса, не пренебрегать- духовной сущностью и сознанием человека. По его мнению, Маркс в своих прогнозах о будущем капитализма недооценил не только организаторскую деятельность государства, но и свободу человеческого усмотрения. Неизбежность социализма — нелепость, по мнению Сенгора. Для осуществления социализма нужны усилия человека. Этот тезис выдвигается против Маркса, как будто марксистское признание исторической закономерности социализма исключает необходимость революционной деятельности. Под флагом детерминизма выбрасывается за борт закономерный характер общественного развития и открывается дорога волюнтаризму. Сенегалец по происхождению, философ Берже, которого Сенгор рекомендует как создателя науки о будущем, говорит: «Будущее не то, что неизбежно вытекает, а то, что человечество собирается делать» [121, 156]. Сенгор тотчас же отмечает в этой мысли влияние Тейяра де Шардена, по мнению которого, «лучшая гарантия того, что нечто должно совершиться, — то, что оно нам кажется жизненно необходимым» [41, 239]. Таково одно из преломлений основной посылки идеалистической философии Тейяра — признания независимости психического и мысли от материи.

Тейяровский тезис о свободе человеческой воли до известной степени прельщает африканцев, переживающих чрезвычайно деятельный период развития, который в силу объективных условий (в первую очередь в силу влияния мировой социалистической системы) в самом деле значительно расширил горизонты свободы воли, в частности по вопросу о выборе пути развития. Увлечение активным характером философии Тейяра приводит, однако, иногда к восприятию его идеализма и волюнтаризма. И по данному вопросу оригинальность Л. Сенгора заключается лишь в том, что он присовокупляет к волюнтаризму Тейяра африканский элемент. Неприятие раскрытых Марксом закономерностей общественного развития мотивируется не только иллюзорной неограниченностью свободы человека вообще, но и специфичностью, национальной исключительностью негро-берберских народов, нашедшей воплощение как в их социальной истории, так и в психическом складе (теория негритюда).

Второй путь «преодоления ограниченности марксизма» или, вернее, устранения из него классового подхода к общественным проблемам — «расширение базы марксизма» за счет естественных наук, так как человек, как заявляет Л Сенгор, — это космическое явление. Тут влияние Тейяра безраздельно, ибо важнейшая досылка его исторических рассуждений — признание за окружающей жизнью, в том числе общественной, биологического значения. Тейяр, рассуждает Л Сенгор, идет вглубь к биологическим и психическим корням общества, тогда как Маркс и Энгельс говорили об экономической инфраструктуре.

Тейяр выступает одним из глашатаев теории конвергенции Конвергенция, то есть сближение человеческого рода, различных социальных формаций, объявляется закономерностью развития, обусловленной взаимодействием двух факторов — биологического и психического Тейяр, а вслед за ним и Сенгор говорят о двух этапах конвергенции. За расширительной экспансивной конвергенцией тотализации, под которой имеется в виду размножение человеческого рода, наступает вторая стадия — конвергенция социализации. Чтобы не быть уничтоженными, люди должны приспосабливаться друг к другу, множить связи, у них возникают соответствующие технические возможности, общее сознание — основа социализации Социализация ведет к синтезу цивилизаций, становлению мировой цивилизации, которая, по мнению Тейяра и Сенгора, вырастает на наших глазах, ибо, несмотря на «холодную войну», проглядывается общая концепция мира, идентичные чувства и суждения о вещах.

Спрашивается, что же лежит в основе конвергенции социализации. Ответ Тейяра четырехзначен: техническое развитие, научное развитие, национальное развитие и развитие международной жизни Каково же место классовой борьбы, анализу которой такое значение придавал Маркс, в этом развитии? Л Сенгор разъясняет, что, по Тейяру, классовая борьба существует так же, как и борьба рас и наций, но она лишь частный случаи, свойственный капитализму. Живя в условиях борьбы рас, групп, наций, мы находимся на этапе крайней дивергенции, но движение всечеловеческой конвергенции уже приведено в действие самим давлением и самой мощью наших технических средств, мирных и военных.

Итак, конвергенция и социализация мыслятся вопреки классовой борьбе как следствие биолого-психотехнического комплекса.

Оглавление