Национально-освободительное движение в Африке

НЕКОТОРЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ ИДЕОЛОГИИ НАЦИОНАЛЬНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ В АФРИКЕ При ознакомлении с африканской философской и общественно-политической мыслью бросается в глаза обилие идеологических влияний и порой эклектическое соединение отдельных концепций, почерпнутых из различных философских школ «Африканец на пути своего становления должен, по нашему мнению, быть восприимчивым ко всякому опыту, — писал один из видных деятелей партии Суданский союз, С. Бадиан Куяте, — должен быть, как говорил Эме Сезэр, чувствительным ко всем дуновениям мира».

отличается от других направлений африканской политической мысли, и ей в какой-то мере свойственно стремление «адаптировать» марксизм, подходить к нему выборочно, брать на вооружение некоторые его положения, не делая из них всех необходимых с марксистской точки зрения выводов.

Так, президент Сомалийской Демократической Республики Сиад Барре, заявляя, что социализм, которому стремится следовать его правительство, основан на подлинно научных принципах, в то же время подчеркивает, что республика примет только те социалистические принципы, «которые соответствуют сомалийскому образу жизни». Многое заимствуя из марксистских представлений о социализме, классах и классовой борьбе, диктатуре и демократии, роли государства и партии в преобразовании общества, национальные демократы вкладывают во все эти понятия содержание, пока еще существенно отличающееся от марксистского.

Нынешняя эклектическая философская основа национальной демократии сама по себе не может служить надежной гарантией дальнейшего движения к научному социализму. Существует возможность крупных отклонений и неожиданных поворотов. Однако идеология национальной демократии развивается в условиях, благоприятных для укрепления тенденций научного социализма. Политическая обстановка, реальный опыт борьбы, уже приведшие к признанию ряда важных моментов научного социализма, и впредь могут послужить противовесом известной шаткости философской базы. Историческая необходимость развития революции в антиимпериалистическом и антикапиталистическом направлении властно диктует дальнейшее сближение национальной демократии с научным социализмом.

В современной быстро меняющейся Африке все определяется направлением развития. У всех африканских идеологов, принявших социалистические лозунги, имеются существенные разногласия с научным социализмом. Но характер этих разногласий и их перспективы неодинаковы. В то время как идеологи национал-реформизма идут, по замечанию одного исследователя, «от Маркса к Тейяру де Шардену», национальная демократия по ряду вопросов продолжает идти в сторону Маркса.

Для социализма национального типа характерно провозглашение идеализма в качестве самого существа африканского мировоззрения.

«Сенгор отвергает материализм», — пишет Дуду Тиам. Сенгор стремится разорвать связь философского материализма с наукой; по его мнению, – и материализм и идеализм — постулаты, соответствие их действительности недоказуемо. «Ограниченность» марксизма, преодолеть которую (Сенгор берется, опираясь на Тейяра де Шардена, заключается в «одностороннем материалистическом детерминизме». «Чрезмерным упрощением теории классовой борьбы, — пишет Сенгор,— Маркс переоценил роль детерминизма явлений и недооценил свободу человека и организующую роль государства». Марксу противопоставляются французские социалисты-идеалисты как раз потому, что исследованию материальных условий развития общества они предпочли свободу личности в качестве основы социологических построений. «Французские социалисты, от Сен-Симона до Леона Блюма, — пишет Сенгор, — совсем не такие утописты, как их часто называют. Поскольку они идеалисты, они отвечают потребностям негритянской африканской души, потребностям всех рас и стран».

Идеализм сказывается в сенгоровском определении нации, которую он считает первой реальностью XX в. Нацию, по его мнению, делают не объективные предпосылки, а желание жить сообща; основа нации— национальный дух. Тем не менее национальный дух не отрывается полностью от реальной действительности, а связывается с определенным ее аспектом, а именно биологическим. Тейярдистское рассмотрение истории человечества как части эволюции природы служит в данном случае методологической базой. Биологический подход Тейяра де Шардена у Сен-гора приобретает расистский оттенок, ибо именно психобиологические элементы положены Л. Сенгором в основу теории расовой исключительности — негритюда.

Механическое распространение на социологию естественнонаучных представлений — весьма распространенный прием идеалистической философии.

Оглавление