Национально-освободительное движение в Африке

НЕКОТОРЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ ИДЕОЛОГИИ НАЦИОНАЛЬНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ В АФРИКЕ При ознакомлении с африканской философской и общественно-политической мыслью бросается в глаза обилие идеологических влияний и порой эклектическое соединение отдельных концепций, почерпнутых из различных философских школ «Африканец на пути своего становления должен, по нашему мнению, быть восприимчивым ко всякому опыту, — писал один из видных деятелей партии Суданский союз, С. Бадиан Куяте, — должен быть, как говорил Эме Сезэр, чувствительным ко всем дуновениям мира».

Это опять-таки связано с идеализацией африканских устоев с представлением об их своеобразном иммунитете от явлений эксплуатации. Нкрума считает, что импортированные европейцами черты общественной жизни больше не являю,тся; для Африки чужеродными, что они стали органической*

частью ее общественного бытия. «Мы знаем, конечно,— пишет он. — что поражение колониализма и даже неоколониализма не приведет автоматически к исчезновению импортированных образцов мысли и социальной организации. Потому что эти образцы пустили корни и являются в различной степени чертами нашего современного общества... Современные африканские общества, хотя они и отсталые, не являются традиционными и, очевидно, находятся в состоянии неустойчивости...

И все же, несмотря на признание классовой дифференциации в традиционном обществе, чрезвычайно усиленной и распространенной колонизацией, Нкрума не склонен предавать забвению не утраченные африканскими народами демократические обычаи, не склонен пренебрегать возможностями их использования в интересах социальных преобразований. Подчеркивая различия между общинным укладом и социализмом, Нкрума отдает себе отчет в том, что между ними есть и определенная связь: «При социализме принципы, лежащие в основе общины, получают выражение в современных условиях».

Нкрума признает, что в традиционном африканском обществе были живы идеи равенства, хотя их осуществление было далеко не последовательным, и что, несмотря на это, «их гуманистический импульс продолжает призывать к всеафриканской социалистической реконструкции». Так сказывается у Нкрумы верность национальным традициям, чуждая их приукрашиванию, их абсолютизации, чуждая тоске по прошлому и устремленная в будущее.

Социализм для национальных демократов — это не реакционная романтика любования африканской отсталостью, это движение вперед, к высшей форме общества, движение, опирающееся на четкое осознание характера и противоречий современного общества. Однако в этом движении национальные демократы стремятся уберечь и использовать все лучшие традиции африканских народов. Национальная хартия Алжира призывает идти в ногу с историей, не порывая связей с прошлым, сохраняя верность «алжирской личности». А. Секу Туре заявляет, что «непримиримая воля к утверждению африканской личности должна быть противопоставлена всем попыткам иностранной ассимиляции».

Национальные демократы еще сохраняют в своих представлениях некоторые понятия, свойственные социализму национального типа, но они стремятся влить в эти понятия новое содержание. Все более последовательно отвергая некоторые националистические преувеличения, они борются за революционное понимание традиций и ищут их синтеза с научным социализмом.

 

Оглавление