Национально-освободительное движение в Африке

НЕКОТОРЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ ИДЕОЛОГИИ НАЦИОНАЛЬНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ В АФРИКЕ При ознакомлении с африканской философской и общественно-политической мыслью бросается в глаза обилие идеологических влияний и порой эклектическое соединение отдельных концепций, почерпнутых из различных философских школ «Африканец на пути своего становления должен, по нашему мнению, быть восприимчивым ко всякому опыту, — писал один из видных деятелей партии Суданский союз, С. Бадиан Куяте, — должен быть, как говорил Эме Сезэр, чувствительным ко всем дуновениям мира».

Критический подход к теории негритюда позволяет А. Секу Туре избежать идеализации африканских традиций, Он ясно видит старую иерархическую структуру, которая делила африканское общество на высшие и низшие слои, феодализацию традиционного института вождей и т. п.

Более детальную разработку вопрос о соотношении традиционного африканского общества с социализмом получил у К. Нкрумы и его сторонников. Их взгляды быстро эволюционировали. В «Философии сознательности» К. Нкрумы читаем: «Традиционный облик Африки включает отношение к человеку, которое может рассматриваться... только как социалистическое. В этом состоянии общества становление классов марксистского типа было невозможно, но колониализм пришел и все это изменил». В этом высказывании Нкрумы — и признание расслоения африканского общества, противоречащее теории «африканского социализма», и утверждение, что это расслоение могло иметь место только благодаря внешнему вмешательству.

Это утверждение свидетельствует о том, что Кваме Нкрума не распространяет научную материалистическую интерпретацию истории на традиционное африканское общество.

Противоречивость приведенной мысли позволяла, опираясь на «Философию сознательности», приходить к противоположным выводам. Если автор из газеты «Спарк» полагал, что нкрумаизм объявляет ошибочным утверждение о существовании в Африке социализма до прихода белого человека, то К. Баако считал, что африканское общество накануне колонизации было именно социалистическим.

Последующее развитие взглядов Нкрумы устранило это противоречие. Его статья «Еще раз об африканском социализме» дает вполне научное определение соотношения традиционного африканского общества и социализма. К. Нкрума решительно выступает против фетишизации традиционного африканского общества, против идиллического изображения его как бесклассового общества, проникнутого духом гуманизма.

«Все доступные свидетельства истории Африки накануне европейской колонизации, — пишет Нкрума, — показывают, что африканское общество не было ни бесклассовым, ни лишенным социальной иерархии. Феодализм существовал в некоторых частях Африки до колонизации, а феодализм влечет глубокую и эксплуататорского характера социальную стратификацию, основывающуюся на земельной собственности». И далее: «Рабство существовало в Африке до европейской колонизации, хотя ранние контакты с Европой придали рабству в Африке некоторые наиболее ужасные его черты. Однако истиной остается то, что перед колонизацией, которая стала широко распространяться в Африке только в XIX в., африканцы были готовы к тому, чтобы пре давать, часто не более чем за тридцать сребреников; своих соплеменников и даже членов той же самой „расширенной" семьи и клана. Колониализм заслуживает, чтобы его обвиняли во многих бедах в Африке, но определенно ему не предшествовал африканский золотой век или рай» [102, 5].

В книге «Классовая борьба в Африке» анализ африканского общества приобретает у К. Нкрумы еще более точный, последовательно научный характер. «В общем, — пишет он, — в начале колониального периода народы Африки переживали высшую стадию общинного строя, характеризующуюся распадом родо-племенной демократии, возникновением феодальных отношений, установлением института наследственных, племенных вождей и монархических систем». Отметив, что под влиянием колонизации росли тенденции к индивидуализму и частной собственности, К. Нкрума продолжает: «Постепенно примитивный общинный строй распался, а дух коллективизма, пришел в упадок. Получили распространение частная обработка земли и мелкое производство». Отвергнув идеализированные представления о традиционном обществе в Африке, отметив подтачивавшие его элементы, феодализма и рабства, Нкрума столь же решительно подчёркивает принципиальную разницу между современным африканским обществом и. общиной прошлого,. Он подчеркивает, что литература «африканского социализма», весьма близка к определению современного, африканского общества как общинного, а когда, признает различия между ними, то склонна приписывать их влиянию европейского колониализма.

Оглавление