Национально-освободительное движение в Африке

НЕКОТОРЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ ИДЕОЛОГИИ НАЦИОНАЛЬНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ В АФРИКЕ При ознакомлении с африканской философской и общественно-политической мыслью бросается в глаза обилие идеологических влияний и порой эклектическое соединение отдельных концепций, почерпнутых из различных философских школ «Африканец на пути своего становления должен, по нашему мнению, быть восприимчивым ко всякому опыту, — писал один из видных деятелей партии Суданский союз, С. Бадиан Куяте, — должен быть, как говорил Эме Сезэр, чувствительным ко всем дуновениям мира».

В этой связи возникает вопрос: разве в Сенегале нет никого, кроме африканских негров-демократов? Разве там нет бедных крестьян, собственников, рабочих, марабутов и буржуа? Не является ли негритюд в этом случае всего лишь африканской оболочкой ассоциации труда и капитала?».

Не нужно думать, что идеологи негритюда, национал-реформизма сохранили в первозданной чистоте традиционные негро-берберские концепции. В качестве политической платформы такая позиция была бы абсолютно нереальна. К чести сторонников негритюда, следует сказать, что они и не ставят перед собой такую задачу. Речь идет о приспособлении негро-берберских традиций к условиям современности, о восприятии существенных элементов культуры XX в., культуры европейской, а не негро-берберской. В этом сказывается эклектизм негритюда. Воспевая исключительность негритянской индивидуальности, Сенгор в то же время призывает к синтезу европейских и негро-берберских традиций. Он полагает, что европейский, французский вклад позволит негро-берберской культуре возродиться, Л. Сенгор, социальная программа которого почерпнута в основе своей не из африканского источника, а из современной французской немарксистской литературы, заявляет: «В большой мере мы — духовные дети Франции».

Таков парадокс негритюда. XX век стирает географические, расовые границы. Он выдвинул всеобщие проблемы, от которых никому не дано уклониться, замкнувшись в представлениях о национальной исключительности. Национальная идеология, вовлеченная в круговорот; мировой борьбы идей, не может оставаться нейтральной, она дифференцируется, в ней обнаруживаются социальные противоречия, она неминуемо тяготеет, к тому или иному полюсу.

Опыт негритюда и национал-реформизма в Африке показывает, что не может быть уникально африканских, но могут быть революционные и реформистские концепции. Дело, таким образом, не в; принципиальном признании африканских традиций.и в принципиальном отрицании европейских традиций, как иной раз утверждают сторонники негритюда и национал-реформизма. Дело в том, как понимать национальные и европейские традиции, что воспринимать из тех и других. Именно в этом суть разногласий по вопросу о традициях между идеологами национал-реформизма и национальной демократии.

Национальные демократы стремятся избежать переоценки национальных особенностей. Нужно, разумеется, иметь в виду, что национальная демократия эволюционирует, и притом неравномерно. Поэтому и в рамках этого течения наблюдается разнообразие подходов к проблеме общего и национально-особенного в историческом развитии. Некоторые национальные демократы все еще придерживаются взглядов, характерных для «африканского социализма» или «арабского социализма». Так, Дж. Ньерере по-прежнему считает, что традиционное общество в Танзании основывалось на социалистических принципах, а Сиад Барре в духе идеологов «арабского социализма» заявляет, что «социализм был присущ сомалийскому образу жизни, так как он позволял предпринимать далекие путешествия, не имея денег в кармане».

Другие представители национальной демократии уже пережили этот этап. Для М. Нгуаби, например, конголезское общество — это общество, в котором господствует феодализирующаяся племенная знать.

Большой интерес представляет критика негритюда, содержащаяся в высказываниях А. Секу Туре. Он указывает на ненаучный характер негритюда, его родство с расизмом, рассматривает его как препятствие на пути Африки к прогрессу: «Столкнувшись с другими культурами, Африка должна решительно избавиться от всех своих комплексов, включая негритюд». Волюнтаристским концепциям негритюда он противопоставляет идею объективной закономерности общественного развития. Для него экономические отношения между людьми, подчиненные законам производства и потребления, составляют «основу жизни человеческих обществ». А. Секу Туре убежден в существенной общности исторических судеб всех народов мира. «Мы глубоко уверены, — пишет он, — что африканский путь... близок к выходу на мировой перекресток, к встрече со всеми человеческими личностями, со всеми высшими интересами мирового общества».

Оглавление