Национально-освободительное движение в Африке

НЕКОТОРЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ ИДЕОЛОГИИ НАЦИОНАЛЬНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ В АФРИКЕ При ознакомлении с африканской философской и общественно-политической мыслью бросается в глаза обилие идеологических влияний и порой эклектическое соединение отдельных концепций, почерпнутых из различных философских школ «Африканец на пути своего становления должен, по нашему мнению, быть восприимчивым ко всякому опыту, — писал один из видных деятелей партии Суданский союз, С. Бадиан Куяте, — должен быть, как говорил Эме Сезэр, чувствительным ко всем дуновениям мира».

Секу Туре сознает определяющую роль экономических отношений в социально-историческом процессе, о чем свидетельствует следующее определение политической экономии, данное им: «Это общественная наука, которая изучает основы жизни человеческих обществ, то есть экономические отношения между людьми. Она позволяет познать законы производства и распределения материальных благ в обществе на различных стадиях его развития».

Стремлением дать материалистическую интерпретацию истории, основанную на учении о классовой борьбе, проникнуты многие выступления лидеров Конголезской партии труда и публикации ее органа — газеты «Этум-ба». В статье «Да здравствует ленинизм», приуроченной к столетию со дня рождения В. И. Ленина, делается попытка проанализировать африканское национально-освободительное движение в свете ленинского учения.

В то же время и у национальных демократов иногда встречаются представления о сознании как решающем двигателе прогресса. Они сочетаются с идеей так называемого национального духа, объявляемого источником мудрости и гарантом от ошибок и заблуждений. Эта концепция, особенно распространенная в арабском мире, лишена исторической и социальной конкретности и потому, как правило, носит мистический характер.

Таким образом, и у идеологов национальной демократии материалистические тенденции еще только пробивают себе дорогу, они не вытеснили, да и не могли вытеснить идеализма в понимании развития общества. Для идеологии ряда стран Африки, вставших на путь некапиталистического развития, в известной мере характерно, что она больше опирается на представления об активной творческой роли человека, чем на внутреннюю диалектику истории, и далеко не всегда связывает их надлежащим образом.

Подобный подход в известной мере имеет объективные предпосылки в условиях африканского общества.

Возможность социалистического развития стран Тропической Африки связана с существованием мировой социалистической системы и ее поддержкой. Социализм для Африки не является продуктом объективного экономического процесса. Само по себе это обстоятельство говорит о повышении роли субъективного фактора в африканских условиях, об особой роли политического руководства и личности.

Тем не менее сам этот субъективный выбор, конечно, коренится в объективной реальности, и успех его зависит от объективных факторов, четкое уяснение которых является необходимым условием выработки политики, отвечающей национальным и социальным интересам.

О значительном влиянии идеализма на философскую мысль африканских стран свидетельствует отношение к религии. Типичная позиция сводится к тому, что религия и социализм, даже научный, не противоречат друг другу, можно быть хорошим социалистом, оставаясь в то же время хорошим мусульманином, христианином или приверженцем традиционных верований.

Однако дифференциация проявляется и здесь. И по этому вопросу у идеологов национальной демократии имеются очень существенные отличия от национал-реформизма. Для последнего характерно стремление объединить религию с социализмом и с социалистической идеологией. В идеологии национальной демократии более или менее последовательно проводится грань между религиозными убеждениями и социалистической программой, хотя и считается, что одно не противоречит другому. Такой подход совместим с принципиальной критикой религии.

Сенгор считает и социализм своего рода религией. Вслед за Тейяром де Шарденом он говорит о сплаве религиозной веры с верой в социализм «Синтез христианского всевышнего и марксистского бога будущего — единственный бог, которому впредь мы можем служить верой и правдой».

Близок к Сенгору в этом отношении Б. Онуоха, что лишний раз демонстрирует значительную философскую общность двух ветвей национал-реформизма. Онуоха говорит о «неизлечимой религиозности» всякого человека, африканца в особенности, и о необходимости связать социализм с «конечным продуктом всех религий», под которым понимается культ бога, верховного существа,

Оглавление