Национально-освободительное движение в Африке

НЕКОТОРЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ ИДЕОЛОГИИ НАЦИОНАЛЬНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ В АФРИКЕ При ознакомлении с африканской философской и общественно-политической мыслью бросается в глаза обилие идеологических влияний и порой эклектическое соединение отдельных концепций, почерпнутых из различных философских школ «Африканец на пути своего становления должен, по нашему мнению, быть восприимчивым ко всякому опыту, — писал один из видных деятелей партии Суданский союз, С. Бадиан Куяте, — должен быть, как говорил Эме Сезэр, чувствительным ко всем дуновениям мира».

признание первичности духовного в делах человеческих и конкретная реализация идеи братства людей. Отождествление социализма с религией достигает апогея в провозглашении всех гуманистических ценностей религиозными. «Любой прогресс, достигнутый до сих пор цивилизацией, — пишет Онуоха, — может быть с уверенностью приписан неодолимой силе религиозных концепций (подчеркнуто мною. — О. М.), таких, как человеческое достоинство, равенство и братство людей, справедливость и т. п.».

Подходу Сенгора и других приверженцев национал-реформизма, считающих социализм и религию единым целым, противоположен подход идеологов национальной демократии, которые трактуют религию, скорее, как социальный факт, с которым приходится иметь дело социализму

Отношение к религии выдвигается иногда как один из важнейших и якобы самых актуальных пунктов разногласий между марксизмом и идеологией национальной демократии. При этом существует реальная опасность преувеличения расхождений и пренебрежения теми элементами, которые объединяют сторонников научного социализма и национального движения в борьбе против общих врагов — империализма и капитализма. Нельзя забывать и о намеренных провокационных попытках противопоставлять два революционных течения.

Отношение к религии — вопрос философский и политический. Марксистский атеизм представляет собой философское решение вопроса. Он отнюдь не означает, что по каждой политической проблеме сторонники научного социализма и религиозно мыслящие люди в силу различия их философского кредо должны находиться в политически враждебных лагерях, как этого хотели бы идеологи империализма и реакции. Марксизм-ленинизм

не исключает выделения отдельных прогрессивных моментов в религиозных движениях прошлого и настоящего. Подход марксизма к сторонникам религиозного мировоззрения носит исторически обусловленный, конкретный характер.

В религиозных системах — а все они претендуют на универсальное значение — подлинно религиозное ядро (улаживание отношений человека с «высшими силами», особенно в «загробной жизни», предполагающее как предпосылку существование сверхъестественного, потустороннего мира) обрастает многочисленными и вполне реальными, земными представлениями морального, философского, экономического, общественно-политического порядка, в которых религиозная основа системы присутствует лишь как аргумент или санкция. В тех аспектах религиозного мировоззрения, которые связаны с социальным порядком, выражаются различные общественные интересы, а следовательно, и отношение к ним не может быть одинаковым.

Французский исследователь Жак Арно, рассматривая проблему религий в условиях стран, встающих на путь некапиталистического развития, замечает, что было бы точнее говорить не об исламских или христианских ценностях, а об исламистском или христианском выражении ценностей, порожденных общественным развитием. Ж. Арно подчеркивает важное для государств Африки марксистское положение об использовании религии различными социальными слоями, причем не только консервативными, эксплуататорскими, но иногда и антиимпериалистическими, антифеодальными, авангардными.

Многочисленные подтверждения такого использования религии дает средневековая история. Религия в те времена была идейной базой не только монархической и папской власти, феодальной эксплуатации, но и антипапских и антиклерикальных движений, объединявших демократические слои города и деревни. Социальная борьба велась, таким образом, не между религией и атеизмом, а на почве и в рамках религии.

В Европе религия с тех пор в огромной мере утратила присущие ей некогда качества. Развитие капитализма привело к тому, что политическая жизнь и классовое политическое сознание в европейских странах давно

уже приобрели светский характер. Тем не менее влияние религиозной идеологии на массы все еще велико, и на ее основе все еще возможно известное варьирование социальной позиции, отнюдь не безразличное для передовых сил, что подтверждают процессы дифференциации в католической церкви и диалог коммунистов с христианами, развернувшийся в ряде западных стран.

Оглавление