Национально-освободительное движение в Африке

НЕКОТОРЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ ИДЕОЛОГИИ НАЦИОНАЛЬНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ В АФРИКЕ При ознакомлении с африканской философской и общественно-политической мыслью бросается в глаза обилие идеологических влияний и порой эклектическое соединение отдельных концепций, почерпнутых из различных философских школ «Африканец на пути своего становления должен, по нашему мнению, быть восприимчивым ко всякому опыту, — писал один из видных деятелей партии Суданский союз, С. Бадиан Куяте, — должен быть, как говорил Эме Сезэр, чувствительным ко всем дуновениям мира».

При внешнем научном и даже материалистическом характере он уводит от изучения материальной основы развития общества — производства, от исследования отношений различных групп общества в процессе производства, т. е. классов и классовой борьбы. У Тейяра и у воспринявшего его концепции Сенгор а обращение к биологической эволюции вплетается в общую картину финалистского идеалистического мировоззрения и венчается заключением о том, что движение человечества не самопроизвольно и не есть результат толчка сзади, а возникает в силу притяжения спереди, извне и направлено к внешней персонифицированной точке притяжения — богу.

Увлечение Л. С. Сенгора и ряда других африканских идеологов философией Тейяра де Шардена не случайно. Идеологи национал-реформизма в Африке находят в произведениях Тейяра созвучие определенным своим философским потребностям, не всегда четко осознанным.

В первую очередь африканцев привлекает волюнтаризм Тейяра, нашедший выражение, в частности, в его уже упоминавшейся формуле: «Лучшая гарантия того, что нечто должно совершиться, — то, что оно нам кажется жизненно необходимым». Подход, сочетающий волюнтаризм с действенностью и оптимизмом, находит отклик среди ряда африканских политиков, перед которыми стоят крупные задачи национального строительства, которые в самом деле, начав строить на пустом месте, располагают большими возможностями выбора и которым хотелось бы думать, что все благие намерения осуществляются.

Тейяровское признание за общественной жизнью биологического значения также оказалось пригодным для конструирования нового африканского мировоззрения. В нем нашли «научную» опору теории национальной исключительности, уникальности исторического пути африканских народов, своего рода «расизм наоборот».

Синтез науки с религией, как определяет свою задачу Тейяр, или, говоря проще, глубокая религиозность системы Тейяра, отвечает древним традициям африканских народов и определенным попыткам их использования в политике.

Наконец, то обстоятельство, что Тейяр никогда не подходил к общественным проблемам с точки зрения классов, что, наоборот, и его идеализм и его естественнонаучные экскурсы ведут к отрицанию классовой борьбы, в значительной мере способствует рецепции его взглядов идеологами определенного направления национал-реформизма.

Таким образом, ряд моментов философской системы Тейяра де Шардена оказался в редком соответствии с задачами и принципами складывающейся идеологии национального социализма. Законченность и разработанность системы Тейяра, его естественнонаучные достижения способствовали тому, что она была взята на вооружение идеологами так называемого сенегальского социализма.

Одно из характерных для африканских мыслителей проявлений философского идеализма — моралистический подход к социальным проблемам. При этом речь идет не о выдвижении определенных этических требований, которыми сопровождается всякое прогрессивное общественное движение, а о понимании соотношения между материальными условиями жизни общества и моральными устоями. Подход, при котором мораль рассматривается как первичное, а способ производства, общественные отношения — как производные, ведет к превращению общественных проблем в индивидуальные, к провозглашению индивидуального самоусовершенствования путем социальных преобразований, чем затушевывается классовый характер общества.

Моралистический подход приобретает различные оттенки в соответствии с классовой позицией африканских идеологов. Представителям «национального социализма» буржуазно-реформистского типа он служит для маскировки классовых антагонизмов и их обусловленности способом производства. Так, абстрактные призывы идеологов дестуровского социализма к альтруизму и развитию у граждан любви к ближнему базируются на концепции, согласно которой «эгоизм, оппортунизм и стремление к эксплуатации не являются уделом буржуазии, мы их встречаем иногда у рабочих и даже у определенных профсоюзных деятелей, которые не упускают случая эксплуатировать своих несчастных товарищей более жестоко, чем худшие из предпринимателей», и следовательно, «вопрос не в классах, а в людях».

Оглавление