Национально-освободительное движение в Африке

НЕКОТОРЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ ИДЕОЛОГИИ НАЦИОНАЛЬНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ В АФРИКЕ При ознакомлении с африканской философской и общественно-политической мыслью бросается в глаза обилие идеологических влияний и порой эклектическое соединение отдельных концепций, почерпнутых из различных философских школ «Африканец на пути своего становления должен, по нашему мнению, быть восприимчивым ко всякому опыту, — писал один из видных деятелей партии Суданский союз, С. Бадиан Куяте, — должен быть, как говорил Эме Сезэр, чувствительным ко всем дуновениям мира».

Если для представителей национального реформизма религия — способ увести массы от революционного движения, то национальные демократы стремятся использовать религиозные представления о социальном равенстве и патриотизме в революционной борьбе против империализма. Это стало возможным благодаря сужению сферы влияния религии, дифференцированному подходу к религии, постепенно растущему разграничению религии, национально-революционной идеологии и социализма. Национальные демократы, не отвергая религиозных чувств масс, стремятся оградить революционную идеологию от господства религиозно-догматических концепций.

Некоторые национальные демократы критикуют религию с материалистических позиций. Так, К.Нкрума говорит, что главной социальной опорой религии является угнетение рабочих, что страх создал богов и поддерживает их существование, что церковь нередко выступала в роли «инструмента буржуазной реакции».

Несмотря на определенное сужение сферы религиозного мировоззрения в идеологии национальной демократии, нельзя недооценивать его влияние. Религия проникает в идеологию национальной демократии вместе с идеализмом. «Спарк», давшая в редакционной статье от 5 марта 1965 г. весьма диалектическую оценку религии и ее роли в политике, в то же время подчеркнула, что отношение нкрумаизма к религии не продиктовано исключительно тактическими соображениями, что оно «логически вытекает из философского взгляда Нкрумы, отвергающего единственную реальность материи при признании ее первичности».

Более последовательно решают проблему соотношения религии и революционной идеологии представители Демократической партии Гвинеи. Они не считают нужным подчеркивать принципиальный, философский характер терпимого отношения к религии и более склонны акцентировать внимание на политической, тактической стороне дела.

Допуская использование религии в политических целях. А Секу-Туре строго разделяет уважение к религиозным чувствам масс и партийную программу, в которой, по его мнению, не должно быть места религиозным представлениям. «Революционный, а следовательно, сознательный и рациональный характер программы и деятельности ДПГ не допускает никаких ссылок на субъективные и иррациональные концепции, которые основываются на расе или религии».

Питательной средой для проникновения религиозных мотивов в идеологию национальной демократии вместе с элементами идеализма и волюнтаризма служат также идеи национального избранничества, исключительности, мессианства, носящие по существу религиозный характер, идеализация исторического прошлого, восприятие некоторых традиционных аспектов политического сознания африканских народов, как, например, представлений о роли национального вождя (см. гл VI).

Идеология национальной демократии вообще, в том числе и по вопросу о религии, не носит вполне последовательного характера. Но несомненно, что в своем отношении к религии, как и в ряде других проблем, национальные демократы сделали значительный шаг вперед в сравнении с идеологами национал-реформизма.

Провозглашение несовместимости партийной программы с религиозными концепциями у Секу Туре и поиски «синтетического бога», в котором сливались бы воедино представления о всевышнем и о социальной справедливости, у Л. Сенгора — таковы полюсы отношения к религии в современной Африке.

Специфика африканской политической мысли в значительной мере определяется оценкой традиционного африканского общества и его отношения к социализму. И по этому вопросу вполне рельефно выявляются рассматриваемые основные направления

Отождествление традиций примитивного общества с социализмом и выведение из этих традиций уникального пути исторического развития особенно характерно для национал-реформизма и получило широкое распространение в Тропической Африке,

Оглавление