Национально-освободительное движение в Африке

НЕКОТОРЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ ИДЕОЛОГИИ НАЦИОНАЛЬНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ В АФРИКЕ При ознакомлении с африканской философской и общественно-политической мыслью бросается в глаза обилие идеологических влияний и порой эклектическое соединение отдельных концепций, почерпнутых из различных философских школ «Африканец на пути своего становления должен, по нашему мнению, быть восприимчивым ко всякому опыту, — писал один из видных деятелей партии Суданский союз, С. Бадиан Куяте, — должен быть, как говорил Эме Сезэр, чувствительным ко всем дуновениям мира».

Подобные случаи подчеркивают настоятельную необходимость усиления пропаганды научного социализма в Африке в противовес тем представлениям о марксизме, которые навязываются африканским лидерам его не всегда честными противниками. Выводы из схожих философских посылок у представителей национал-реформистского и мелкобуржуазного крыла африканской мысли неодинаковы. Отличительной чертой «национального социализма» мелкобуржуазного направления является верность антикапиталистическому идеалу, отрицание буржуазно-реформистских и правосоциалистических иллюзий, резкая критика эксплуататорского, антинародного характера современного, капитализма.

Опираясь на отрицательное отношение некоторых представителей «национального социализма» к марксизму, западные исследователи спешат заявить о крахе, который будто бы потерпел марксизм на Африканском континенте. Видный английский лейборист Ф. Брокуэй пишет, что марксисты-ленинцы, видимо, «вступили в конфликт с общим социалистическим потоком в Африке, потому что они настаивают на обязательном характере своего „научного социализма", на необходимости всеобщего принятия его теории и метода». Л. Тома представляет взгляды марксистов-ленинцев и приверженцев социалистических течений в Африке как противоположные. Но чтобы придать своей позиции видимость убедительности, ему пришлось прибегнуть к двум методам. С одной стороны, Л. Тома идет на прямую фальсификацию, заявляя, например, что марксизм полностью отрицает национальную специфику путей движения к социализму и даже считает ее опасной. С другой стороны, он пренебрегает дифференциацией африканской политической мысли. По его мнению, все носители социалистической идеологии в Африке едины в отрицании классовой борьбы в африканских обществах, тогда как это давно уже не так. Выдвигая тезис о враждебности африканской политической мысли научному социализму, антимарксистски настроенные политики и исследователи недооценивают тенденции политического и идейного развития того направления «африканского социализма», которое получило у нас название национальной демократии.

Эволюция национальной демократии свидетельствует о большой притягательной силе идей научного социализма, об их органической связи с освободительным движением африканских народов, о неизбежности сближения с научным социализмом тех сил «национального социализма», которые ведут решительную и бескомпромиссную борьбу с империализмом, не поддаются воздействию буржуазно-реформистской и правосоциалистической политики.

Национальные демократы видят в научном социализме средство осуществления прогресса и социальной справедливости. «Научный социализм, — записано в Хартии национальных действий АРЕ, — надежный путь отыскания правильного метода, ведущего к прогрессу. Прогресс не может быть достигнут никаким иным методом».

VI съезд Суданского союза провозгласил, что «научный социализм составляет идеологическую основу партии». «В мире существует, конечно, много социалистических преобразований, — говорил С. Бадиан Куяте, — но только научный социализм широко применяется в мире и предлагает глобальное преобразование, исходящее из целостного мировоззрения».

Национальные демократы приходят к мысли о единственном научном учении социализма, применяемом в различных странах в соответствии с их особенностями, Они отвергают преувеличенные представления о национальной самобытности, находящие, выражение в концепциях «национальных социалистов», полагающих, что существует столько же социализмов, сколько стран, и что всякое социалистическое течение истинно по-своему. Алжирский политический деятель А. Зердани, отметив появление различных разновидностей социализма (социализм арабский, сенегальский, исламский, христианский и т. п.), заявил: «Обращение к этим социализмам и попытки, предпринятые в этом плане, сеют путаницу и развивают идеи, совершенно противоположные идеологии и тактике социализма. Поэтому мы употребляем формулировку „алжирский путь к социализму", а не „алжирский социализм"». Малийские лидеры, говорили об «общих принципах научного социализма, подтверждённых историческим опытом социалистических стран».

Оглавление