Национально-освободительное движение в Африке

НЕКОТОРЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ ИДЕОЛОГИИ НАЦИОНАЛЬНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ В АФРИКЕ При ознакомлении с африканской философской и общественно-политической мыслью бросается в глаза обилие идеологических влияний и порой эклектическое соединение отдельных концепций, почерпнутых из различных философских школ «Африканец на пути своего становления должен, по нашему мнению, быть восприимчивым ко всякому опыту, — писал один из видных деятелей партии Суданский союз, С. Бадиан Куяте, — должен быть, как говорил Эме Сезэр, чувствительным ко всем дуновениям мира».

даже религиозного характера. Аналогичные мысли высказывал также Г. А. Насер.

Идеологи национальной демократии готовы в известной степени использовать церковь в интересах прогресса. В «Философии сознательности» К. Нкрумы отмечается, что «социальное использование религии не всегда является империалистическим или колониалистским». Нкрума допускает использование религии в интересах антиимпериалистической борьбы, но решительно предостерегает от поощрения религиозной идеологии и практики, ибо порожденное таким поощрением религиозное возрождение будет продолжаться и его трудно будет приостановить, когда политическая консолидация, служившая целью сотрудничества с религией, будет достигнута, а тактика сотрудничества будет прекращена.

Таким образом, склонность к сосуществованию с религией у идеологов национальной демократии имеет в основе прежде всего практические, политические соображения и является одним из преломлений проблемы взаимоотношения революционного авангарда с массами.

Что же касается влияния религии на программные заявления национальных демократов, то при всей его ощутимости это влияние имеет определенные границы. Национальные демократы не раз заявляли, что их социализм черпает вдохновение в религии. Сиад Барре, например, подчеркивает, что социализм «уходит корнями в принципы исламской веры». Хартия национальных действий АРЕ также провозглашает в качестве гарантии национальной борьбы «непоколебимую веру в бога, его пророков и его священные послания».

Подлинное значение подобных деклараций может быть правильно понято с учетом двух обстоятельств

Во-первых, они не составляют философской платформы национальной демократии, а являются вполне понятной данью уважения религиозным традициям народа. Социальный анализ, содержащийся в Хартии, не опирается лишь на традиционные принципы ислама Ее программа носит вполне светский характер и в таких существенных вопросах, как критика империализма, определение классового характера египетского государства до революции 1952 г, концепция демократии и др. испытала сильное воздействие идей научного социализма. Не случайно консервативные религиозные круги были недовольны содержанием Хартии, несмотря на провозглашение верности идеалам ислама Они осуждали лаицизацию режима и требовали, чтобы ислам был не только государственной религией, но и «сиял в законах, образовании, нравах и средствах информации».

Во-вторых, в тех случаях, когда идеологи некапиталистического развития вынужденно обращаются к авторитету религии, они стремятся наполнить религиозные постулаты содержанием, отвечающим интересам патриотизма и антиимпериалистической борьбы Речь идет о своеобразной интерпретации религии, воскрешении в ней идеалов, которым служили наиболее благородные и немногие ее представители Далеко не случайно Хартия АРЕ утверждает, что «все религии содержат призыв к прогрессу», что «ни одна религия не может принять систему классовых различий с полюсами нищеты и излишеств», что религия вступает в противоречие с прогрессом, когда «силы реакции делают попытки эксплуатировать ее вопреки ее духу и природе» и «использовать ее так, чтобы она служила только их корыстным интересам».

Борьба на почве толкования религии ведется и в Алжире. «Глубоко верующие алжирские массы энергично боролись за то, чтобы освободить ислам от всех извращений и суеверий, которые душили или искажали его, — записано в Национальной хартии —Ислам всегда ассоциировался у них со стремлением положить конец эксплуатации человека человеком, и они выступали против шарлатанов, которые хотели превратить его в доктрину покорности судьбе Наша революция показывает что, несмотря на реакционеров и ретроградные элементы, заботящиеся о сохранении своих привилегий, ислам на этой земле поднял на высочайший уровень принципы солидарности и социальной справедливости Ислам не только не противоречит нашему выбору, но отождествляется в сознании масс с равенством и идет в направлении социализма».

В то время как религиозная реакция, враждебная революции пресса в Алжире и Франции утверждали, что социализм не может восторжествовать в Алжире, ибо ислам несовместим с марксизмом, печать, близкая к ФНО,

Оглавление