Национально-освободительное движение в Африке

НЕКОТОРЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ ИДЕОЛОГИИ НАЦИОНАЛЬНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ В АФРИКЕ При ознакомлении с африканской философской и общественно-политической мыслью бросается в глаза обилие идеологических влияний и порой эклектическое соединение отдельных концепций, почерпнутых из различных философских школ «Африканец на пути своего становления должен, по нашему мнению, быть восприимчивым ко всякому опыту, — писал один из видных деятелей партии Суданский союз, С. Бадиан Куяте, — должен быть, как говорил Эме Сезэр, чувствительным ко всем дуновениям мира».

У представителей мелкобуржуазного социализма моралистические иллюзии являются следствием типичных для кругов, не порвавших полностью с общинным бытом, мечтаний о патриархальной справедливости и неиспорченности нравов.

Мелкобуржуазный демократический пуританизм обладает известным революционным содержанием, которое заметно возрастает, будучи поставлено, на базу признания классовой борьбы. Это произошло с идеологией правящей партии Танзании — ТАНУ, моралистические концепции которой нашли выражение в определении социализма как «состояния ума». Ныне в связи с признанием партией ТАНУ тенденций классообразования и классовой борьбы в африканском обществе и эта формула и повторяемый с прежней энергией призыв к самоусовершенствованию наполняются новым, более глубоким смыслом.

Стремление к морализированию, психологизации проявляется иногда и у представителей национальной демократии как результат недооценки значения материальных условий жизни общества. Так, С. Бадиан Куяте пишет, что проблема развития «является вначале психологической», что задача заключается в том, чтобы «создать новые психологические условия... чтобы новый человек родился в деревне». Отсюда заключение Куяте, что «социализм может быть с таким же успехом построен в индустриальном обществе, как и в обществе докапиталистическом, аграрном».

В наше время это в самом деле возможно, но отнюдь не потому, что материальные условия не имеют решающего значения для строительства социализма, как, видимо, полагает Куяте, а потому, что аграрные общества бывших колониальных стран, постепенно осваивая исторический опыт построения социализма в других странах и пользуясь их помощью, могут создать материальные предпосылки для перехода к социализму.

Но наряду с отдельными рецидивами этического идеализма и индивидуализма идеология национальной демократии содержит и принципиальную объективную критику этих явлений с позиций материализма и подлинной революционности. Точный анализ роли моралистического подхода к социальным проблемам в африканском освободительном движении содержит программа ФНО Алжира, одобренная в мае 1964 г. «Следует быть бдительным и не доверять проповедям наивных идеалистов, которые хотят преобразовать общество и решить его проблемы исключительно посредством этических ценностей, — записано в Программе ФНО Алжира. Это ложный и уводящий в сторону подход. Моралистический идеализм представляет собой не что иное, как плащ, маскирующий неспособность овладеть социальной действительностью и контролировать ее в позитивном плане. Революционное действие не сводится к добрым намерениям, как бы искренни ни были эти намерения, оно должно использовать объективные средства. Индивидуальная мораль, хотя ее ценности могут быть действительными сами по себе, не является ни существенной, ни решающей в процессе перестройки общества. Социальный прогресс — вот что обеспечивает климат для общественного благополучия».

По ряду крупных вопросов идеологи национальной демократии ушли далеко вперед от идеализма, свойственного буржуазному национал-реформизму, выступающему под социалистическими лозунгами. Несмотря на типичное для большинства из них провозглашение верности религиозным убеждениям, в их взглядах сильны материалистические тенденции.

К. Нкрума говорит о пагубном влиянии идеализма на общественные отношения: «Идеализм покровительствует классовой структуре, при которой один класс сидит на шее у другого... Идеализм поощряет олигархию, материализм поощряет равенство». Такая абсолютизация связи идеализма с олигархической структурой является преувеличением, но Нкрума исходит прежде всего из африканских условий, а в современной Африке идеализм широко используется противниками глубоких социальных преобразований.

Заявлением «наша вселенная — материальная вселенная и ее базисом является материя со своими объективными законами» Нкрума закладывает базу своей материалистической позиции Два первоначальных утверждения составляют, по словам Нкрумы, основу философской сознательности первое — об «абсолютном и независимом существовании материи» и второе — о «способности материи к самопроизвольному движению». «В пределах этих двух первоначальных утверждений, — пишет Нкрума, — философская сознательность является глубоко материалистической».

Оглавление