Национально-освободительное движение в Африке

НЕКОТОРЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ ИДЕОЛОГИИ НАЦИОНАЛЬНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ В АФРИКЕ При ознакомлении с африканской философской и общественно-политической мыслью бросается в глаза обилие идеологических влияний и порой эклектическое соединение отдельных концепций, почерпнутых из различных философских школ «Африканец на пути своего становления должен, по нашему мнению, быть восприимчивым ко всякому опыту, — писал один из видных деятелей партии Суданский союз, С. Бадиан Куяте, — должен быть, как говорил Эме Сезэр, чувствительным ко всем дуновениям мира».

При ознакомлении с африканской философской и общественно-политической мыслью бросается в глаза обилие идеологических влияний и порой эклектическое соединение отдельных концепций, почерпнутых из различных философских школ «Африканец на пути своего становления должен, по нашему мнению, быть восприимчивым ко всякому опыту, — писал один из видных деятелей партии Суданский союз, С. Бадиан Куяте, — должен быть, как говорил Эме Сезэр, чувствительным ко всем дуновениям мира».

Однако эта готовность к восприятию отнюдь не означает некритического поглощения и усвоения выводов различных философских школ, не означает потери собственного лица под напором многочисленных влияний. Наоборот, происходит тщательный отбор из разных течений мысли тех положений, которые отвечают сложившимся политическим направлениям и соответствующим им идеологическим конструкциям.

Несомненный интерес представляет в этой связи отношение различных школ африканской мысли к научному социализму.

Африканские идеологи с буржуазно-реформистскими тенденциями рассматривают марксизм наряду с буржуазными течениями западной мысли и декларируют одинаковое отношение к ним как к порождению чуждой западной цивилизации, из которой отдельные элементы могут быть восприняты, но которая в принципе неприемлема.

Естественным следствием этого является противопоставление социализма в Африке (как иногда подчеркивается, в равной мере) и капитализму и коммунизму. Такая позиция нашла, например, выражение в официальном документе — кенийской «Белой книге по социализму» — и разделяется некоторыми представителями мелкобуржуазной ветви «африканского социализма» Отсюда типичное для «африканского социализма» рассуждение Т. Мбойи о неприменимости к Африке коммунизма, как, впрочем, и британского или итальянского социализма, в силу их специфически европейского характера, в силу их несоответствия африканской реальности.

На деле, однако, представителям буржуазного течения общественно-политической мысли в Африке не удается выдержать беспристрастно ровное отношение к теории научного социализма как всего лишь к одному из проявлений чуждой европейской цивилизации наряду с многими другими. Это в известной мере отличает их от идеологов мелкобуржуазного социализма в Африке. У последних рядом с критикой некоторых аспектов теории и практики коммунизма в полной мере сохраняется остро критическое, революционное, хотя и несущее начало всех противоречий, свойственных мелкобуржуазной идеологии, отношение к современному капитализму Представители же буржуазного течения сосредоточивают огонь критики на философии коммунизма, а под капитализмом, отрицанием которого должен служить подлинный социализм в Африке, понимают не современную действительность, а общественные отношения прошлого века.

Более того, в своей критике коммунизма, равно как и в позитивных моментах своих концепций, представители этого направления щедро черпают из новейшей западноевропейской и американской реформистской мысли.

Наиболее разработанный образец такого рода критики теории научного коммунизма представляют выступления Л. Сенгора. Его рассуждения (собранные в основном в трех докладах: «Доклад о доктрине и программе партии», 1959 г., «Африканский путь к социализму», 1960 г, и «Теория и практика сенегальского социализма», 1962 г.) представляют собой своеобразный свод концепций современной западной идеалистической философии, а также буржуазного и правосоциалистического реформизма. Сенгоровская критика философии марксизма может быть сведена к следующим положениям.

Оглавление
цетиризин синонимы . печка саманд