Национально-освободительное движение в Африке

НЕКОТОРЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ ИДЕОЛОГИИ НАЦИОНАЛЬНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ В АФРИКЕ При ознакомлении с африканской философской и общественно-политической мыслью бросается в глаза обилие идеологических влияний и порой эклектическое соединение отдельных концепций, почерпнутых из различных философских школ «Африканец на пути своего становления должен, по нашему мнению, быть восприимчивым ко всякому опыту, — писал один из видных деятелей партии Суданский союз, С. Бадиан Куяте, — должен быть, как говорил Эме Сезэр, чувствительным ко всем дуновениям мира».

Однако для большинства идеологов национал-реформизма в Африке характерен отказ от реалистической и диалектичной оценки традиций.

Приписывание кризиса патриархального уклада в Африке исключительно колониальному вторжению, при полном забвении процессов феодализации, разложения общины, является формой отрицания всеобщих закономерностей исторического развития, утверждения уникальности исторических судеб африканцев. Нет рационального объяснения этого тезиса, опровергаемого ходом исторического развития. Поэтому не удивительно, что для его обоснования идеологи национал-реформизма прибегают к мистическим концепциям национальной или расовой исключительности типа теории негритюда.

Негритюд объясняет своеобразие исторического развития африканских народов расовыми и национальными признаками, особым психическим складом, особым миропониманием черного человека. Эти свойства объявляются творцом, а не продуктом объективных условий. Патриархальный социализм — не результат определенного уровня исторического развития, а следствие от природы присущего «негро-берберской личности» родства душ, коммунитаризма, коллективизма. Л. Сенгор, например, основывает анализ особенностей негритянской цивилизации не на исследовании материальных условий жизни общества, а на расовой принадлежности, как решающей детерминанте исторического процесса. Взаимопроникновение и обогащение культур объясняются в первую очередь межрасовым общением. Так, негро-африканская культура рассматривается прежде всего как результат метисации негритянской и арабо берберской наций.

При таком исходном пункте идеи социализма тоже приобретают расовый характер и сопровождаются идеей расовой исключительности Б. Онуоха, разделяющий вместе со всеми представителями национал-реформизма в Тропической Африке философию негритюда, прямо связывает «африканский социализм» с «мировоззрением расы». Для него современный «африканский социализм» — это, прежде всего, выражение национального гения африканцев, торжество от природы присущего им миросозерцания, восстановление древних форм общежития. Поэтому Онуоха столь ревностно оберегает «африканский социализм» от чуждых европейских влияний.

В концепциях негритюда национальный характер «африканского социализма» выявился наиболее полно Как всякое проявление национализма угнетенных народов, негритюд противоречив С одной стороны, он возник как движение за национальное самоопределение, как протест против подавления африканской культуры, как отрицание колониалистского тезиса о расовой неполноценности негроидных народов. С другой стороны, негритюд неотделим от националистических преувеличений, доходяших до провозглашения расового превосходства черного человека, от крайней идеализации африканских обычаев, от отрицания доказанных марксизмом-ленинизмом всеобщих закономерностей общественного развития и классовой борьбы в первую очередь.

По мере углубления процесса национального освобождения соотношение позитивных и негативных аспектов негритюда все явственнее меняется в пользу негативных. Элементы буржуазного реформизма все больше берут верх над антиимпериалистическим пафосом, который когда-то привел к возникновению этой концепции. Когда Л. Сенгор заявляет, что «национальная идея — наиболее прочная реальность XX в.», трудно сказать, чего больше в этом заявлении,— то ли утверждения права угнетенных наций на самоопределение, то ли отрицания в рамках этих наций тенденций и идей классовой борьбы. Передовые силы нации, заинтересованные в последовательном осуществлении демократических преобразований, обнаруживают известное тяготение к концепциям научного социализма, отходя от ряда положений национал-реформизма. И наоборот: все; более широко используют идеи национальной исключительности те круги, которые стремятся переключить социальные преобразования на рельсы национал-реформизма.

Удачную характеристику противоречивых аспектов негритюда дает Ж. Арно: «Негритюд, справедливый вызов, брошенный в лицо европейским колонизаторам, которые отрицали за неграми какие бы то ни было человеческие качества („Да, я негр и горжусь этим"), не рискует ли он стать, если будет затушевана его связь с историей общества, инструментом консерватизма?.. Африканский негр, — говорит президент Сенгор, — является одной из самых демократических рас в мире.

Оглавление