Национально-освободительное движение в Африке

НЕКОТОРЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ ИДЕОЛОГИИ НАЦИОНАЛЬНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ В АФРИКЕ При ознакомлении с африканской философской и общественно-политической мыслью бросается в глаза обилие идеологических влияний и порой эклектическое соединение отдельных концепций, почерпнутых из различных философских школ «Африканец на пути своего становления должен, по нашему мнению, быть восприимчивым ко всякому опыту, — писал один из видных деятелей партии Суданский союз, С. Бадиан Куяте, — должен быть, как говорил Эме Сезэр, чувствительным ко всем дуновениям мира».

где оно привело к пышному расцвету философской аргументации в виде теорий негритюда, «африканской личности» и т.п. Это объясняется тем, что традиционная общественная структура все еще в большой мере является реальностью для этих стран Но бесспорно большая стойкость традиций, обусловленная низким уровнем развития общества — не единственная причина возникновения подобных концепций. В них находит проявление закономерность антиколониального, национально освободительного движения, заключающаяся в известном преувеличении специфики национального исторического развития Экзотичен лишь их колорит, а не сущность Идеология национально-освободительного движения в Азии знала все эти мотивы задолго до появления теории негритюда в Африке.

Показателен в этом отношении и тот факт, что в Арабской Африке, для которой характерна несравненно меньшая сохранность общинных обычаев в сравнении с Тропической Африкой, возникают представления, аналогичные исходным посылкам теорий негритюда или «африканской личности». Достаточно вспомнить многочисленных представителей «исламского социализма» от эль-Афгани до эль Сибаи Разница лишь в некотором смещении акцентов в аргументации. Если идеологи Тропической Африки обосновывают свои концепции прочностью вековых устоев африканской жизни и видят в этой прочности лучшее подтверждение жизненности своеобразно понимаемых национальных традиций и негро-берберской индивидуальности, то арабские идеологи апеллируют главным образом к национальному духу Но они выдвигают те же тезисы. «Негро-берберской личности» негритюда примерно соответствует «арабо-мусульманская личность» так называемого дестуровского социализма, или «алжирская личность», о которой все еще говорят некоторые видные деятели ФНО Алжира «Эта личность, которая сначала воплотила в себе плодотворный синтез духа свободы и демократии, столь характерного для магрибского темперамента, и которая затем была вылеплена и преобразована до самых глубин арабо-исламскими ценностями, с начала VIII в составляла основу алжирской нации и служила прибежищем для национального сознания всякий раз, как угнетение стремилось его задушить», — говорил Бенхамида.

Концепции «арабской», «алжирской», «негро-берберской» и т. п личности представляют собой очевидное проявление национализма и носят антиисторический и ненаучный характер. Они приспосабливаются к потребностям национального движения, как их понимают различные политические силы. Это приспособление очевидно даже в территориальном плане речь идет не только об «африканской», «негро-берберской» или «арабо-исламской» личности, но, как мы видели, и об «алжирской», и о «камерунской» и т. п.

Не оригинальны и тенденции использования в африканской политической мысли тезисов о «национальной личности» и исключительности исторического развития. Обычно они используются для отрицания научного социализма, общих закономерностей исторического развития, борьбы классов. Не удивительно, что эти идеи представляют собой одну из основ теоретической платформы африканского национал-реформизма, тогда как национальные демократы, поскольку они последовательны, прибегают к ним, в основном воздавая дань традиции.

Рассуждения идеологов национал-реформизма в Тропической Африке по интересующему нас вопросу сводятся к трем основным положениям а) традиционное африканское общество было социалистическим, б) его нормальное развитие было нарушено колониализмом; в) тем не менее традиционные социалистические принципы не только живы, но и способны на современном этапе обеспечить возрождение социализма на африканской почве.

«Счастливый синтез и равновесие, созданные общинным духом наших предков, начинают представляться нам не как устаревшее явление, отброшенное современностью, а, скорее, как подлинное указание и решение для будущего», — декларировалось на VIII съезде Союза африканских студентов-католиков.

Б. Онуоха, для которого это высказывание послужило основой исследования «Элементы африканского социализма», пишет. «Не подлежит никакому сомнению, что традиционное африканское общество базировалось

Оглавление