Национально-освободительное движение в Африке

НЕКОТОРЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ ИДЕОЛОГИИ НАЦИОНАЛЬНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ В АФРИКЕ При ознакомлении с африканской философской и общественно-политической мыслью бросается в глаза обилие идеологических влияний и порой эклектическое соединение отдельных концепций, почерпнутых из различных философских школ «Африканец на пути своего становления должен, по нашему мнению, быть восприимчивым ко всякому опыту, — писал один из видных деятелей партии Суданский союз, С. Бадиан Куяте, — должен быть, как говорил Эме Сезэр, чувствительным ко всем дуновениям мира».

Такая постановка вопроса означает значительный шаг вперед в сравнении с позицией, которая была раньше традиционной для африканской политической мысли: социализм научный, но не марксистский.

Говоря о научном социализме на современном этапе, национальные демократы не противопоставляют его марксизму, как это делает Сенгор, утверждающий, что сенегальский социализм — тоже научный. Наоборот, национальные демократы иногда недвусмысленно ведут речь о тождестве научного социализма и марксизма-ленинизма.

Так, в Уставе Конголезской партии труда прямо сказано, что «теоретической основой мысли и деятельности КПТ является марксизм-ленинизм».

Разумеется, рассуждая о соотношении национальной демократии и научного социализма, нельзя руководствоваться декларациями. Все определяет конкретный, анализ программных установок и политической практики. Здесь действительно существует опасность ошибки, которую Фриц Шаттен спешит приписать коммунистическому движению, как якобы уже допущенную им, опасность переоценки «широкого, но поверхностного совпадения лозунгов».

Заявляя о преданности научному социализму, идеологи, национальной демократии не все принимают в марксизме, не скрывают своих расхождений с марксизмом по ряду вопросов. «Мали и малийские лидеры, — заявил М. Кейта, — при построении социализма черпают вдохновение из марксистско-ленинской теории. Но мы не соглашаемся с ее атеизмом, потому что мы верующие».

В редакционной статье газеты «Спарк» отождествление нкрумаизма с коммунизмом характеризовалось как «атака на нкрумаизм справа». Газета отмечала различный подход марксистско-ленинской теории и нкрумаизма к проблемам материализма и диалектики, этики и государства. В то же время газета защищает марксистскую теорию от нападок империалистической пропаганды, стремящейся внушить народным массам ложное представление о марксизме. С практической точки зрения, отмечала «Спарк», отождествление нкрумаизма с коммунизмом означает возбуждение чувств тех, кто, поддавшись империалистической пропаганде, считает коммунизм разбоем, безнравственностью и т.п.

Таким образом, подчеркивание грани между нкрумаизмом и марксизмом-ленинизмом носило не столько философский, сколько практически политический характер. Однако значение философской стороны вопроса ошибочно было бы преуменьшать.

С. Бадиан Куяте видит особенности социализма в Мали сравнительно с марксистскими представлениями в том, что это социализм, осуществляемый движением, во главе которого стоят, по существу, непролетарские элементы, и что, следовательно, этот социализм осуществляется без коммунистической партии, а также в том, что это социализм, «признающий духовное как часть человека». Известный французский социолог Морис Дюверже, посвятивший интересную статью анализу идеологии Арабского социалистического союза, полагает, что ее отличает от марксизма допущение в известных пределах частной собственности и инициативы в области мелкой торговли и сельского хозяйства, признание религии и отрицание диктатуры пролетариата Правда, он отмечает, что в политических кругах АРЕ проявляется различное отношение ко всем этим вопросам.

Каково же соотношение идеологии национальной демократии и марксизма-ленинизма? В последующих главах будет дан конкретный ответ на этот вопрос по важнейшим проблемам политической мысли. Пока же, ограничиваясь самой общей постановкой вопроса, нужно сказать, что идеологи национальной демократии пользуются некоторыми конечными выводами марксизма, не беря на вооружение его научную методологию Марксистский диалектический и исторический материализм пока остался в значительной, хотя и не одинаковой, мере неосвоенным многими из них Отсюда элементы идеализма, субъективизма и волюнтаризма, которые имеют объективную базу в африканских условиях и могут быть преодолены лишь в ходе постепенной эволюции

Идеология национальной демократии, возникшая на основе широкого политического движения, объективно ограничена степенью политического сознания масс. Полное и органичное признание научного социализма требует определенного экономического и культурного уровня, а также более высокого уровня классового самосознания.

Оглавление