Национально-освободительное движение в Африке

КЛАССЫ И КЛАССОВАЯ БОРЬБА Классовые отношения — коренная проблема всей общественной и политической мысли. Не удивительно, что эта проблема не только оказалась в центре внимания африканских идеологов и политиков, но и стала предметом споров и острых разногласий. Прав X Бургиба, когда, говоря о существенных расхождениях во взглядах на строительство социализма между Социалистической дестуровской партией и другими африканскими и неафриканскими течениями, в качестве наиболее важного пункта разногласий выдвигает борьбу классов. Именно эта проблема в ее как внутринациональном, так и международном преломлении приводит к дифференциации африканской политической мысли. Именно на этой проблеме последовательнее и ярче, чем на любой другой, можно проследить три доминирующие тенденции, три главных направления идеологии современного национально освободительного движения в Африке

были отстранены от власти, связанной с определением ориентации, принятием решений и контролем».

Говоря о новых веяниях в идеологии национальной демократии по вопросу о классах, о новых формулировках, приближающихся к марксистским, не следует думать, что они полностью перечеркивают прежние представления. Выйдя из «африканского» социализма, национальная демократия длительное время сохраняла и все еще сохраняет на новом этапе своего развития немалый груз первоначальных, «суммарных» представлений о классовой борьбе, дающий себя знать и в интерпретации некоторых новых лозунгов.

Это относится, прежде всего, к прогрессивным идеям об укреплении руководящей роли рабочего класса, о союзе рабочего класса и крестьянства и т. п. Содержание этих положений зависит от понимания классов. При отсутствии четкого определения общественных классов эти лозунги иногда наполняются туманным, противоречащим научному социализму содержанием.

Значительный интерес представляют в этом отношении взгляды малийских идеологов некапиталистического развития, дающих свою расшифровку понятия «рабочий класс». «Пролетариат, — писал И. Диарра, — включает в себя всех африканских наемных трудящихся независимо от их социального положения. Рабочий класс, как таковой, в европейском понимании не существует, а является составной частью пролетариата». Это перекликается с сенгоровским отнесением к одной социальной группе лиц, получающих заработную плату, т.е. не только рабочих, но и служащих государственных и партийных учреждений и должностных лиц.

Газета «Эссор», напомнив положение «Манифеста Коммунистической партии» о том, что буржуазия срывает ореол святости со свободных профессий, превращает врачей, адвокатов, священников, поэтов, ученых в своих наемных служителей, а также о том, что эпоха буржуазии упрощает классовые антагонизмы и что общество все в большей степени делится на два обширных враждебных лагеря, на два больших диаметрально противоположных класса — буржуазию и пролетариат, заключает: «Действительно, на нашей планете существуют только два больших антагонистических класса: класс угнетенных и класс угнетателей... класс эксплуататоров и класс эксплуатируемых».

И далее, в той же статье: «Таким образом, слово пролетариат больше не означает одну особую фракцию класса эксплуатируемых, это слово означает всю совокупность, целостность этого класса. Пролетариат в наши дни обозначает весь лагерь трудящихся масс, которые борются против капиталистической буржуазии во всем мире, какими бы ни были особые признаки его составных частей, условия угнетения, против которых они борются, и формы борьбы». Как видим, упрощенное и потому неверное понимание марксистского положения о месте интеллигенции в буржуазном обществе привело к тому, что под пролетариатом имеется в виду уже не класс в марксистском смысле, а совокупность классов, блок классовых сил, выступающих против социальной эксплуатации. Отсюда приближение содержания тезиса о руководящей роли пролетариата и его союзе с крестьянством к широкому фронту прогрессивных социальных сил.

К. Нкрума в книге «Классовая борьба в Африке» не толкует понятие рабочего класса так широко, как авторы из «Эссор», но тем не менее и он не избежал известного растворения понятия «пролетариат», «рабочий класс» в более широком, а потому и расплывчатом понятии «трудящиеся». Он говорит, например, что в рабочий класс входят мелкие торговцы, что «в Африке крестьянство составляет самую большую часть рабочего класса», говорит о пролетариате, «включающем рабочих и крестьян».

Допустим, что Нкрума толкует «крестьянство» слишком узко, не включая в него фермеров, но даже в этом толковании значительная часть крестьянства — мелкие собственники земли. Он и сам пишет, что «в настоящее время африканское крестьянство базируется в основном на мелкой собственности на средства производства». Следовательно, в строго научном понимании слова это никак не пролетариат.

Стремление расширить понятие «рабочий класс», поглотить его аморфными категориями типа «трудящиеся» характерно для немарксистской социалистической идеологии. В. И. Ленин уделил ему большое внимание, критикуя идейную платформу эсеров.

Оглавление