Национально-освободительное движение в Африке

КЛАССЫ И КЛАССОВАЯ БОРЬБА Классовые отношения — коренная проблема всей общественной и политической мысли. Не удивительно, что эта проблема не только оказалась в центре внимания африканских идеологов и политиков, но и стала предметом споров и острых разногласий. Прав X Бургиба, когда, говоря о существенных расхождениях во взглядах на строительство социализма между Социалистической дестуровской партией и другими африканскими и неафриканскими течениями, в качестве наиболее важного пункта разногласий выдвигает борьбу классов. Именно эта проблема в ее как внутринациональном, так и международном преломлении приводит к дифференциации африканской политической мысли. Именно на этой проблеме последовательнее и ярче, чем на любой другой, можно проследить три доминирующие тенденции, три главных направления идеологии современного национально освободительного движения в Африке

Выход из сложных противоречий одновременного осуществления двух революций Г. А. Насер видит в руководстве армии, которую он характеризует как однородную силу, вышедшую из народа и не утратившую связи с ним, спаянную взаимным доверием и обладающую материальной базой, позволяющей ей принимать быстрые и решительные меры.

«Я верю,— писал Насер,— что революция 23 июля должна сохранить свою способность к быстрому действию и инициативе, чтобы она могла совершить чудо одновременного осуществления двух революций, сколь противоречивыми ни казались бы иногда наши действия».

Мысль Г. А. Насера об одновременном осуществлении двух революций в своеобразной форме отразила органическое единство борьбы за национальную независимость и социальную справедливость в послевоенной Африке, объективную необходимость глубоких социальных преобразований для расширения и обеспечения национально-освободительной борьбы. Г. А. Насер раскрывает тенденции перехода от национального единства в осуществлении задач национально-освободительной революции к дифференциации классов в революции социальной. Г. А. Насер констатирует, что социальная революция осуществляется в процессе классовой борьбы, хотя и склонен порой ставить последнюю (в «Философии революции») рядом с борьбой индивидуальной и в силу этого в какой-то мере переносить на борьбу классов свое" вполне понятное отрицательное отношение к борьбе индивидуальной.

В то же время положение о двух одновременных революциях при его абсолютизации может привести к недооценке единства революционного процесса, проходящего в своем развитии разные стадии и решающего в соответствии с ними различные задачи. Известная незавершенность классового анализа сказалась в том, что вместо того чтобы определить классовую направленность революции, поставившей перед собою цель осуществления задач национально-освободительного движения на путях социализма, «Философия революции» исходит, по-видимому, из концепции своего рода надклассовой власти, учитывающей классовую борьбу, но стоящей над ней и беспристрастно вводящей классовую борьбу в определенное русло..

«Философия революции» отражает поиски и постепенное складывание идеологии египетской революции на первом ее этапе, когда ни цели революции, ни особая расстановка классовых сил не были очевидны до конца.

Новый этап развития идеологии египетской революции ознаменовался принятием Хартии национальных действий (1962 г.).

В Хартии нет и следа отрицательного отношения к классовой борьбе или сопоставления ее с борьбой индивидуальной. «Классовая борьба, естественная и неизбежная, не может игнорироваться или быть отвергнута» — таково одно из основных и принципиально важных положений Хартии. Классовая борьба рассматривается не как помеха, а как необходимое условие успеха национально-освободительного движения и понимается в первую очередь как столкновение сил, заинтересованных в социальном прогрессе, с реакционным блоком крупной буржуазии и помещиков, тесно связанных с империализмом.

Хартия подчеркивает, что формы классовой борьбы зависят от позиции эксплуататоров. Примирившись с неизбежным и согласившись отказаться постепенно от своих привилегий, последние создают условия для мирного решения конфликта. И наоборот, восставая против социальных преобразований, эксплуататоры навязывают силам революции обращение к крайним мерам.

Для Хартии показательно понимание различных сфер (экономика, политика, идеология) классовой борьбы.

Широкое объединение национальных сил, противостоящих реакционному блоку помещиков и крупного капитала, получило в Хартии определение «трудящихся сил народа». В их состав входят, фермеры, рабочие, солдаты, интеллигенция и национальный капитал. Хотя в Хартии употребляется иногда и термин «национальное единство», но новое содержание этого термина более точно передает идея, «трудящихся сил народа». Введение этого термина говорит о новой ступени в развитии представлений о классовой структуре общества.

Оглавление