Национально-освободительное движение в Африке

КЛАССЫ И КЛАССОВАЯ БОРЬБА Классовые отношения — коренная проблема всей общественной и политической мысли. Не удивительно, что эта проблема не только оказалась в центре внимания африканских идеологов и политиков, но и стала предметом споров и острых разногласий. Прав X Бургиба, когда, говоря о существенных расхождениях во взглядах на строительство социализма между Социалистической дестуровской партией и другими африканскими и неафриканскими течениями, в качестве наиболее важного пункта разногласий выдвигает борьбу классов. Именно эта проблема в ее как внутринациональном, так и международном преломлении приводит к дифференциации африканской политической мысли. Именно на этой проблеме последовательнее и ярче, чем на любой другой, можно проследить три доминирующие тенденции, три главных направления идеологии современного национально освободительного движения в Африке

идеология национальной демократии в арабских странах значительно ушла вперед в сравнении со странами Тропической Африки. Насер говорил, что «природа феодальных слоев и эксплуатации неизменна», что «феодальные круги не будут бездействовать и попытаются вернуть утраченные привилегии». Он обращал внимание революционных сил на то обстоятельство, что, несмотря на значительные успехи на пути к строительству социалистического общества, «капиталистический сектор развивается» и все еще располагает значительным потенциалом в области торговли и предпринимательства, что не может не вскармливать тенденций классового господства.

В речи, произнесенной по случаю 1 мая 1966 г., Насер говорил, что всякое накопление крупных богатств является результатом или воровства, или эксплуатации. Подчеркнув, что капиталистическое накопление есть следствие неполной оплаты труда рабочего, Насер, по существу, встает в этом вопросе на позиция марксистской теории прибавочной стоимости.

Насер отмечал противоречивые тенденции так называемых средних слоев, часть которых склоняется к революции, а другая часть ориентируется на правые силы. При этом интеллигенцию Г. А. Насер отнес ко второй категории, так как, по его мнению, она стремится улучшить свои условия, не думая о благе общества. Идеологи АСС проводили четкую грань между трудовыми и эксплуататорскими элементами средних классов и указывали, что последние по мере накопления богатств становятся все более враждебными по отношению к социализму.

Последовательное признание классовой борьбы не ведет, однако, к пересмотру того представления о союзе прогрессивных антиимпериалистических элементов, которое было разработано в Хартии национального действия и получило название «трудящихся сил народа». Имели место попытки отклонения от Хартии двоякого рода. С одной стороны, выдвигалась идея о том, что на современном этапе национальная буржуазия бывших, колониальных и зависимых стран, полностью утратила характер антиимпериалистической силы. «Благодаря, характеру эпохи, особенно после второй мировой войны, — писал бывший главный редактор журнала „Ат-Талиа" Лютфи эль-Холи, — класс капиталистов стал в принципе антагонистичным по отношению к национально-освободительному движению. Этот антагонизм объясняется господством социалистических тенденций в массах, участвующих в национальной революции, лидеры которой стремятся к улучшению материальных и культурных условий жизни народных масс, а также к последующему слиянию национально-освободительной революции с социальной революцией, имеющей социалистические перспективы. Перед лицом такого неизбежного слияния национальная буржуазия, особенно крупная, потеряла все свои революционные потенции, бывшие характерными для нее во времена национально-освободительного движения в период между двумя мировыми войнами, когда она боролась против империализма и его монополий с целью захвата национального рынка». В данном случае египетский автор находится под влиянием вполне справедливых оценок деятельности египетской буржуазной партии Вафд, действительно отошедшей от египетской революции. Однако распространение характеристики, вполне применимой к указанной буржуазной партии, на весь класс национальной буржуазии, на все его слои не оправдано. Национальная буржуазия — особенно средняя, не говоря уже о мелкой, не исчерпала своих возможностей. На современном этапе ее сотрудничество с национальной демократией необходимо для обеспечения экономического прогресса.

С другой стороны, предпринимались попытки, по существу, подменить концепцию «трудящихся сил народа», предполагающую признание классовой борьбы, лозунгами национального единства, отрицающими наличие социальных антагонизмов. Эти попытки особенно активизировались после кризиса, пережитого АРЕ летом 1967 г. Однако им был дан отпор. Руководство не отступило от понимания национального единства, данного в Хартия. Разработанная Хартией концепция «трудящихся сил народа» и содержащийся в ней перечень их составных частей остались неизменными. Они нашли закрепление во временной, конституции АРЕ (ст. 3) и рассматривались как один из основополагающих принципов при разработке постоянной конституции.

Во вступительном слове на Национальном конгрессе АСС в сентябре 1968 г

Оглавление