Национально-освободительное движение в Африке

КЛАССЫ И КЛАССОВАЯ БОРЬБА Классовые отношения — коренная проблема всей общественной и политической мысли. Не удивительно, что эта проблема не только оказалась в центре внимания африканских идеологов и политиков, но и стала предметом споров и острых разногласий. Прав X Бургиба, когда, говоря о существенных расхождениях во взглядах на строительство социализма между Социалистической дестуровской партией и другими африканскими и неафриканскими течениями, в качестве наиболее важного пункта разногласий выдвигает борьбу классов. Именно эта проблема в ее как внутринациональном, так и международном преломлении приводит к дифференциации африканской политической мысли. Именно на этой проблеме последовательнее и ярче, чем на любой другой, можно проследить три доминирующие тенденции, три главных направления идеологии современного национально освободительного движения в Африке

такими интересами Классовая борьба, как таковая, не имеет смысла для африканской культуры Нет даже условий для возникновения такого вопроса».

Классовой борьбе противопоставляется идея национального единства, которая у представителей африканского национал-реформизма, по существу, вполне тождественна тезису о классовой солидарности Именно на базе единства всего народа, т.е. сотрудничества всех социальных групп и складывающихся классов, мыслится строительство социализма «Мы не будем ждать, пока в нашей части мира возникнут классы или пока пролетариат совершит насильственную революцию, чтобы установить свою диктатуру и таким образом погубить строительство социализма, прежде чем оно началось, — писал Л Сенгор — Мы приступаем к строительству социализма немедленно, посредством организованных усилий всех людей, всего народа, а не путем диктатуры класса» (курсив мой — О. М ). Президент Кении Дж Кениата говорил о необходимости создать «чувство общности, национальной семейственности, передаваемой на суахили словом „уджамая", которое грубо может быть переведено как социализм».

Чтобы обосновать распространение принципа «семейственности» до пределов государства, идеологи африканского социализма обращаются к традициям первобытного коммунизма с его идеей общего блага и органической связи всех звеньев человеческого коллектива. «Наша идеология, будучи подлинно социалистической, стремится вернуть утраченное значение определенным фундаментальным принципам, — пишет М Диа — Прежде всего это требования общего блага, обязательные для всех членов группы, свобода осуществлять эти требования, означающая, что все члены группы согласились быть коллективно ответственными за развитие своей общины».

Общинные принципы, жизненность которых могла быть гарантирована только до тех пор, пока община сохраняла монолитный характер и не знала социальной дифференциации, переносятся на общество, неоднородный характер которого очевиден Речь идет о внедрении общинных иллюзий в среде, где быстро рушится их экономике политическая база, где общинные связи распадаются Общинное сознание пытаются консервировать и внушать трудящимся в существенно новых условиях, где принципы, бывшие некогда разумными и эффективными, превращаются в свою противоположность. Речь идет о том, чтобы, по словам видного сенегальского идеолога «африканского социализма» Габриеля д'Арбусье, «проводя индустриализацию сохранить общинное содержание общественных отношений». Получается, что социализм не имеет ничего общего с тенденциями классообразования в Африке. Он возникает не из них, не на их основе как способ ликвидации классовых противоречий, через осознание их непримиримости, а как якобы от природы присущий африканцам способ жизни, позволяющий избежать социальных конфликтов М Диа специально подчеркивает, что общинные традиции — единственный корень «африканского социализма». Утверждение социализма в Африке представляется М. Диа как своего рода расширение территориальных рамок общины до пределов государства.

Такое толкование социализма, отдавая дань стремлениям трудящихся к справедливости, в то же время призвано отвратить их от классовой борьбы, убедить в том, что она противоречит их интересам, искоренить дух классовой борьбы в африканских странах. Однако это мнимое «уничтожение» классовой борьбы, эта наивная попытка обращения к принципам первобытного коммунизма совершенно неубедительна при постоянном и быстром углублении классовой дифференциации, которую и М Диа не в силах отрицать, признавая вслед за Сенгором наличие социальных групп. В таких условиях апелляция к общинным традициям у М. Диа превращается в специфическую форму буржуазного национал-реформизма, в попытку обосновать тезис о сближении и смягчении противоречий, который М Диа, как и Л Сенгор и некоторые другие представители африканского социализма, с восторгом заимствовал у Тейяра де Шардена.

Это один из аргументов против классовой борьбы, который сочетается с концепцией социальных групп в противовес классам и воздвигается над этой концепцией в качестве модели отношений между группами в рамках африканского общества.

Сама идея Л Сенгора, М Диа и ряда других идеологов африканского национал-реформизма, противопоставляющих технико-профессиональные группы классам, бесспорно перекликается с веяниями современной буржуазной социологии,

Оглавление