Национально-освободительное движение в Африке

КЛАССЫ И КЛАССОВАЯ БОРЬБА Классовые отношения — коренная проблема всей общественной и политической мысли. Не удивительно, что эта проблема не только оказалась в центре внимания африканских идеологов и политиков, но и стала предметом споров и острых разногласий. Прав X Бургиба, когда, говоря о существенных расхождениях во взглядах на строительство социализма между Социалистической дестуровской партией и другими африканскими и неафриканскими течениями, в качестве наиболее важного пункта разногласий выдвигает борьбу классов. Именно эта проблема в ее как внутринациональном, так и международном преломлении приводит к дифференциации африканской политической мысли. Именно на этой проблеме последовательнее и ярче, чем на любой другой, можно проследить три доминирующие тенденции, три главных направления идеологии современного национально освободительного движения в Африке

позволяющие говорить о дальнейшем сближении национальной демократии с научным социализмом в анализе классовой структуры общества. Однако эти тенденции все еще уживаются с «суммарным» подходом, нашедшим, пожалуй, наиболее последовательное и четкое выражение в вышедшей в 1964 г. книге К. Нкрумы «Философия сознательности».

К. Нкрума определяет позитивное действие как сумму революционных сил, стремящихся к установлению социальной справедливости посредством разрушения олигархической эксплуатации и подавления. Негативное действие — это сумма реакционных сил, стремящихся продлить колониальное подчинение и эксплуатацию. К нему относится в первую очередь неоколониализм.

Позитивное действие, отмечает, К. Нкрума, объединяет разнородные силы, часть которых, являясь революционными в данной ситуации, по отношению к определенной цели, содержит тенденции, реакционные в других отношениях. «Отсюда, когда позитивное действие прибегает к объединению сил, оно создает в себе самом швы, по которым это объединение может распасться на части. Существенно, чтобы позитивное действие в своей диалектической эволюции предвидело эту пребывающую в зачаточном состоянии дезинтеграцию и находило бы пути сдерживания будущих раскольнических тенденций, когда колониализм начнет шататься и трястись под воздействием фронтальной атаки позитивного действия». Задача эта, подчеркивает Нкрума, становится особенно важной после завоевания политической независимости, когда отмеченные раскольнические тенденции созревают в связи с переориентацией позитивного действия от борьбы с колониализмом в направлении национальной реконструкции.

Концепция К Нкрумы может учитываться при научном анализе эволюции классовых отношений, но она довольно абстрактна и потому недостаточна Понятия позитивного и негативного действий тесно связаны с подходом к явлениям с точки зрения наличия классов, но не тождественны классам, и то обстоятельство, что в философии нкрумаизма они в какой-то мере вытеснили понятие классов, симптоматично.

Дело в том, что для Нкрумы, как и для некоторых других идеологов некапиталистического развития, понятие класса носит, скорее, политический, чем научно-социологический характер. Именно опыт политической борьбы, необходимость подавлять сопротивление реакционной оппозиции привели их к признанию классов Политический аспект (прогрессивно, реакционно) заслоняет экономический анализ общественных классовых отношений, т е всю глубину классовой дифференциации в процессе производства Бесспорно, политическая борьба — борьба классовая. Но обратное утверждение было бы неточно, ибо классовая борьба — это не только борьба политическая Возможна ситуация, когда классовый противник является политическим союзником. Концепция позитивного действия, и именно в силу недостаточной конкретности рассуждений о внутренних противоречиях в рамках позитивного действия, не прослеживает в политической борьбе второго плана, имеющего основополагающее значение, — плана классовых отношений. В то же время эта теория имеет большие возможности развития, ибо она может быть наполнена последовательным классовым анализом.

Идеология национальной демократии сегодня, как правило, не содержит строго научного определения класса и классовых отношений. Одно из немногих исключений составляет, пожалуй, близкое к ленинскому определение, даваемое М Нгуаби. Согласно ему, класс представляет собой «группу людей, которая отличается от всех других по следующим важным критериям место, которое они занимают в нынешней полуколониальной системе, и роль в организации труда». Даже в выпущенной в 1970 г книге «Классовая борьба в Африке», представляющей собой развитие теории национальной демократии по данному вопросу на более высоком этапе, К Нкрума пишет, что «в конечном итоге класс представляет собой не что иное, как общую сумму лиц, связанных друг с другом определенными интересами, которые они как класс пытаются сохранить и защитить». Если иногда и звучит научное определение класса (как, например, в приведенном выше отрывке из статьи в газете «Спарк»), то во всяком случае оно не принадлежит к числу тех положений политической теории, которые широко пропагандируются, на основе которых ведется повседневная организационно-политическая работа в массах.

Оглавление