Национально-освободительное движение в Африке

КЛАССЫ И КЛАССОВАЯ БОРЬБА Классовые отношения — коренная проблема всей общественной и политической мысли. Не удивительно, что эта проблема не только оказалась в центре внимания африканских идеологов и политиков, но и стала предметом споров и острых разногласий. Прав X Бургиба, когда, говоря о существенных расхождениях во взглядах на строительство социализма между Социалистической дестуровской партией и другими африканскими и неафриканскими течениями, в качестве наиболее важного пункта разногласий выдвигает борьбу классов. Именно эта проблема в ее как внутринациональном, так и международном преломлении приводит к дифференциации африканской политической мысли. Именно на этой проблеме последовательнее и ярче, чем на любой другой, можно проследить три доминирующие тенденции, три главных направления идеологии современного национально освободительного движения в Африке

стремящейся утопить в обилии отличающихся друг от друга по социальному положению групп населения кардинальные классовые антагонизмы, определяющие развитие современного общества Разработка концепции технико-профессиональных групп и характеристика отношений между ними, даваемая Л Сенгором, свидетельствуют о стремлении игнорировать углубляющиеся противоречия между эксплуататорскими слоями и трудящимися массами.

Сенгор дает любопытную классификацию «отчетливо выявляющихся в западноафриканском обществе социальных групп»:

«1) представители свободных профессий — адвокаты, врачи, аптекари, нотариусы, к которым мы можем присовокупить коммерсантов,

2)    лица, получающие заработную плату, — должностные лица, служащие и рабочие,

3)    крестьяне, пастухи, рыбаки и ремесленники».

Одним из критериев для выделения технико-профессиональных групп Сенгор считает уровень жизни. Он говорит об «определении отношений между различными уровнями жизни наших квазиклассов — государственных служащих, наемных работников частного сектора и крестьян» [120, 79]. Однако значение этого критерия для Сенгора, как увидим ниже, весьма относительно, верх над ним берут профессионально-технические, а иногда и просто формальные признаки.

В классификации социальных групп, предпринятой Сенгором, обращают на себя внимание два обстоятельства.

Во-первых, он игнорирует основополагающий принцип анализа социальной структуры общества, ставящий во главу угла место общественной группы в процессе производства, отношение к собственности на орудия и средства производства. И это приводит к тому, что из классификации Сенгора исчезла «группа» собственников средств производства, «группа» частных предпринимателей, наличие которых в африканском обществе не может быть оспорено, хотя бы потому, что без них невозможен частный сектор, о котором говорит Сенгор. Единственное приближение к этой категории в классификации Сенгора — коммерсанты, но к ним нельзя отнести промышленных предпринимателей, пока не очень многочисленную, но влиятельную группу в африканском обществе.

Во-вторых, и это логически вытекает из первого, классификация социальных групп у Сенгора идет не в дополнение, не параллельно, а прямо наперерез марксистским представлениям о классах. В принципе концепция социальных групп и слоев совместима с первоначальными научными представлениями о классовой структуре общества и может способствовать их углублению и детализации. Но идея технико-профессиональных групп у Сенгора нацелена на опровержение учения о классах. Поэтому в родственных группах оказываются социальные категории, по существу не имеющие между собой ничего общего, кроме таких формальных признаков, как свободная профессия или получение заработной платы, и порой даже антагонистические. Вызывает изумление то, что врачи и коммерсанты отнесены к одной «большой группе», а в другой оказались государственные служащие без подразделения на высокооплачиваемых и низкооплачиваемых и рабочие. Между тем общепризнан тот факт, что высшие слои государственных служащих в условиях коррупции, распространенной в молодых африканских государствах, представляют среду, породившую бюрократическую буржуазию, что государственная должность нередко служит средством первоначального накопления капитала, вкладываемого впоследствии в промышленность и торговлю, и что бюрократическая буржуазия и трудящиеся являются классовыми антагонистами.

Столь же неубедительный, тенденциозный характер носит у Сенгора и раскрытие взаимоотношений между социальными группами. Он не видит противоречий между представителями свободных профессий (напомним, что к этой категории отнесены и коммерсанты) и остальной массой населения. «Люди свободных профессий не становятся наиболее влиятельными ни в политическом, ни в экономическом отношении оттого, что они — наиболее просвещенные члены общества, — говорит Сенгор. — Совсем другое дело — лица наемного труда, объединенные в профессиональные союзы трудящихся».

Оглавление