Национально-освободительное движение в Африке

КЛАССЫ И КЛАССОВАЯ БОРЬБА Классовые отношения — коренная проблема всей общественной и политической мысли. Не удивительно, что эта проблема не только оказалась в центре внимания африканских идеологов и политиков, но и стала предметом споров и острых разногласий. Прав X Бургиба, когда, говоря о существенных расхождениях во взглядах на строительство социализма между Социалистической дестуровской партией и другими африканскими и неафриканскими течениями, в качестве наиболее важного пункта разногласий выдвигает борьбу классов. Именно эта проблема в ее как внутринациональном, так и международном преломлении приводит к дифференциации африканской политической мысли. Именно на этой проблеме последовательнее и ярче, чем на любой другой, можно проследить три доминирующие тенденции, три главных направления идеологии современного национально освободительного движения в Африке

«Когда мы говорим о существовании среднего класса, — пояснял свою позицию X Мохи эд-Дин, — богатых крестьян, служащих высшего ранга, средних и богатых торговцев, это вовсе не значит, что мы возражаем против их существования. Мы просто подчеркиваем необходимость видоизменения наших массовых и законодательных организаций не путем исключения этих элементов, а путем предоставления рабочим и крестьянам большего веса. Процесс завоевания среднего класса на сторону социалистической революции потребует и времени и энергии».

Найти практические средства претворения этих идей — насущная и трудная задача, в какой-то мере отражающая основное противоречие некапиталистического пути развития. Речь идет о противоречии между экономической потребностью временного использования национального капитала и необходимостью его политического сдерживания и ограничения в силу социалистической ориентации и притом в условиях отсутствия непосредственного руководства пролетариата и марксистско-ленинской партии.

Анализ социальной структуры общества и расстановки классовых сил, содержащийся в Хартии национальных действий, оказал заметное воздействие на некоторые арабские страны, встающие на путь национальной демократии. В них бытуют представления о «национальном капитале», входящем в «трудящиеся классы». Ливийские лидеры даже называли его «неэксплуататорским капиталом» в полном соответствии с Хартией Введенная Советом революционного командования в декабре 1969 г временная конституция провозгласила «социальную солидарность основой национального единства» и заявила о стремлении «мирным путем устранить классовые различия». В перечень сил, охватываемых национальным единством, как и в Хартии национального действия, включались наряду с «неэксплуататорским капиталом» рабочие, крестьяне, интеллигенция и солдаты.

В Алжирской Народно-Демократической Республике представления о месте различных классовых сил в революционном преобразовании до 1965 г. развивались примерно в том же направлении, что и в АРЕ. Чрезвычайная острота антиимпериалистической борьбы создала здесь благоприятные условия для сравнительно раннего и последовательного признания классового раскола алжирского общества и особой роли трудящихся в борьбе за независимость и социальный прогресс, для подведения классовой базы под национальные требования. «Национализм, — писал известный идеолог освободительной борьбы алжирского народа Франц Фанон, — не является политической доктриной или программой. Если действительно хотят, чтобы страна избежала возврата назад, остановок, ошибок, нужно быстро перейти от национального сознания к сознанию политическому и классовому».

Лидеры ФНО сознавали весьма широкий состав антиимпериалистического фронта, включающего наряду с рабочими и крестьянами промежуточные слои и представителей национального капитала, но в то же время они отдавали себе отчет т том, что подлинную и надежную опору революции могут составить лишь трудящиеся массы. Это приводит к весьма последовательной дифференциации в рамках блока антиимпериалистических сил. Программа ФНО, принятая в мае 1964 г., подчеркивала, что цели алжирской демократической революции могут быть достигнуты только народом, при этом под народом понимались крестьяне, рабочие, арендаторы и революционная интеллигенция. Что же касается национального капитала, то программа ФНО призывала не абсолютизировать его революционных возможностей и помнить о своекорыстных целях, которые он преследует, участвуя в национально-освободительном движении.

«Пример некоторых стран, которые недавно стали независимыми, показал нам, — записано в программе,— что власть может захватить общественный класс со своими особыми интересами и он может использовать ее в своих интересах, а не в интересах народа, вступая в союз с империализмом».

В программе ФНО четко проводилась мысль о необходимости консолидации последовательно, революционных сил, сосредоточения в их руках политического руководства: «Чтобы реализовать дели народной демократической революции, необходимо иметь просвещенный авангард.

Оглавление