Национально-освободительное движение в Африке

КЛАССЫ И КЛАССОВАЯ БОРЬБА Классовые отношения — коренная проблема всей общественной и политической мысли. Не удивительно, что эта проблема не только оказалась в центре внимания африканских идеологов и политиков, но и стала предметом споров и острых разногласий. Прав X Бургиба, когда, говоря о существенных расхождениях во взглядах на строительство социализма между Социалистической дестуровской партией и другими африканскими и неафриканскими течениями, в качестве наиболее важного пункта разногласий выдвигает борьбу классов. Именно эта проблема в ее как внутринациональном, так и международном преломлении приводит к дифференциации африканской политической мысли. Именно на этой проблеме последовательнее и ярче, чем на любой другой, можно проследить три доминирующие тенденции, три главных направления идеологии современного национально освободительного движения в Африке

«В Африке все еще существует относительно бесклассовое общество, потому что в ней пока нет привилегированных социальных классов, — пишет Б. Онуоха. — Классовый антагонизм, который лежит в основе коммунизма, лишен почвы в бесклассовом докапиталистическом обществе в Африке».]

Отрицание классовой борьбы с позиций идеализации традиционной социальной структуры получило яркое выражение в концепциях, которых придерживался до начала 1967 г. Дж. Ньерере.

Ньерере упрекал европейских социалистов в том, что благодаря их усилиям классовая борьба «стала рассматриваться не как несчастье, а как благо и необходимость». (Для Ньерере, кстати сказать, было характерно упрощенное понимание классовой борьбы, а именно отождествление ее с гражданской войной.) «Африканский социализм, — говорит Ньерере,— возник не из борьбы классов Я не знаю даже наверняка, существует ли слово „класс" в африканских языках, ибо язык выражает идеи тех, кто им пользуется, а в африканском обществе не существует идеи класса или касты». Концепции классового общества Ньерере противопоставляет идеал разросшейся семьи «Подлинный африканский социалист не рассматривает представителей одного класса как своих братьев, а представителей другого класса как своих естественных врагов.. Он считает всех людей своими братьями как членов своей все время расширяющейся семьи».

Подобные посылки в принципе могут служить основой для политической платформы двоякого рода Они ведут или к сглаживанию и затушевыванию реально существующих классовых противоречий, к примирению с ростками классовой эксплуатации, к реформистской идеализации складывающихся капиталистических отношений или к сохранению подлинной непримиримости ко всякому отступлению от демократических идеалов, к выработке не лишенной радикализма программы борьбы с ними, к искреннему стремлению сохранить и укрепить лучшие традиции, так сказать, не тронутого тлетворным влиянием распада патриархального быта. Первая платформа характерна для национал-реформистской ветви африканской политической мысли, вторая является отличительным признаком африканского утопического мелкобуржуазного социализма. Последний не только не закрывает глаза на тенденции классообразования, но и сознает их глубоко антагонистичный характер по отношению к патриархальному социализму.

Еще в 1962 г. Дж. Ньерере говорил: «По мере того как национализм добивается успехов, шансы европейцев и азиатов на постоянное сохранение привилегированного положения в наших странах будут уменьшаться. Но шансы образованных африканцев на то, чтобы стать новым привилегированным классом, будут расти. Однако это не будет столь очевидным, пока европейцы и азиаты столь разительно богаче африканцев. Предполагаемый африканский эксплуататор может выдавать себя за великого социального реформатора, сосредоточивая атаки на привилегиях европейцев и азиатов. И не успеем мы оглянуться, как сегодняшний, по существу, вымирающий привилегированный класс будет, заменен постоянным привилегированным классом из образованных африканцев».

Бдительность и нетерпимость по отношению к эксплуататорским тенденциям представляют собой благоприятные предпосылки для изменения во взглядах на классовые отношения, подобного тому, которое произошло среди лидеров Танзании ко времени принятия Арушской декларации.

Сохранивший боевой демократический характер, утопический социализм разоблачает тенденции классовой эксплуатации в африканских условиях и, как уже отмечалось, полностью распространяет свое отрицание капитализма и на современное буржуазное общество. Для преодоления эксплуататорских тенденций выдвигаются

проекты утопических, с точки зрения возможности построения таким путем социализма, но демократических и радикальных преобразований, осуществление которых серьезно подорвало бы позиции капитализма в Африке. Б. Онуоха считает, что единственным путем избавления Африки от раскола на замкнутые общественные классы является реформа частных промышленных и торговых корпораций, ограничивающая дивиденды и ренту и приводящая к более справедливому распределению прибыли между теми, кто ее создает.

Оглавление