Национально-освободительное движение в Африке

КЛАССЫ И КЛАССОВАЯ БОРЬБА Классовые отношения — коренная проблема всей общественной и политической мысли. Не удивительно, что эта проблема не только оказалась в центре внимания африканских идеологов и политиков, но и стала предметом споров и острых разногласий. Прав X Бургиба, когда, говоря о существенных расхождениях во взглядах на строительство социализма между Социалистической дестуровской партией и другими африканскими и неафриканскими течениями, в качестве наиболее важного пункта разногласий выдвигает борьбу классов. Именно эта проблема в ее как внутринациональном, так и международном преломлении приводит к дифференциации африканской политической мысли. Именно на этой проблеме последовательнее и ярче, чем на любой другой, можно проследить три доминирующие тенденции, три главных направления идеологии современного национально освободительного движения в Африке

На самом деле идеи классовой борьбы глубоко проникли в сознание многих африканских идеологов и с каждым днем находят все новых и новых приверженцев. «Если богатство распределяется несправедливо, — пишет К. Каунда, — создаются классы и столь восхваляемой гуманистической близости, которая является традиционным и интегральным фактором нашего африканского общества, может быть нанесен непоправимый урон».

Д. Млангва в письме в редакцию танзанийской газеты «Нэшинэлист» пишет, что «мнение, согласно которому в африканском обществе нет классов, должно быть забыто». Малийская газета «Эссор» характеризовала отрицание классов и классовой борьбы в недрах общества как правый оппортунизм.

Признание тенденций классообразования и классовой борьбы в современном африканском обществе, признание антагонизма между интересами буржуазных и феодальных слоев и строительством социализма явилось отличительной чертой и принципиальным завоеванием целого направления новейшей африканской политической мысли — национальной демократии.

Практический опыт привел национальных демократов к отказу от свойственных «африканскому социализму» иллюзий о социальной справедливости, удовлетворяющей «законные интересы» всех классов, об особой «африканской личности» и «духовной общности», ограждающей африканское общество от классовых антагонизмов. Опыт привел национальных- демократов к убеждению, что капиталистические отношения формируются и в Африке, там, где они не встречают преград со стороны общества и государства, и что усиление капиталистических тенденций укрепляет политические силы, которые не заинтересованы в некапиталистическом пути и представляют потенциальную угрозу для социализма.

Ганская газета «Спарк» отмечала, что в Африке имеются классы как в смысле демографическом, т. е. группы с различными доходами, так и в марксистско-ленинском смысле, Т. е. группы, занимающие различные позиции по отношению к средствам производства, распределения и обмена.

Президент Гвинеи Секу Туре говорит о существовании антагонистических экономических отношений в недрах общества. Отсюда закономерно вытекает получившее последовательное развитие в материалах VIII съезда ДПГ понятие — «постоянная борьба, которая фактически представляет собой борьбу за власть, власть политическую, государственную, экономическую, социальную, культурную и даже духовную». Характерно, что для идеологов национальной демократии в Гвинее классовая борьба — это не чрезвычайные формы социальных конфликтов, не только вооруженная борьба или гражданская война, с которой нередко ассоциируется она у некоторых африканских политических деятелей, поверхностно знакомых с научным социализмом, а постоянное содержание общественной жизни. «Классовая борьба, — говорил на VIII съезде ДПГ Секу Туре, — становится политической формой практического объяснения между теми, кто стремится к подлинному социальному прогрессу, и теми, кто мечтает добиться власти, материального и политического влияния за счет различных категорий трудящихся».

Представления национальной демократии о классах проникнуты идеей продолжающейся борьбы с империализмом и носят антифеодальный и антимонополистический характер. Идеологи национальной демократии призывают к борьбе с неоколониализмом, и его опорой в африканском обществе — феодальными элементами, взяточничеством, спекуляцией, буржуазными тенденциями. В то же время их анализ классовых отношений не отличается полной конкретностью. В специфических условиях современного этапа, национально-освободительного движения некоторые национальные демократы иногда предпочитают суммарный подход и суммарные оценки, примером которых может служить концепция К. Нкрумы о позитивном и негативном действиях. Такой подход был особенно характерен для первых шагов идеологии национальной демократии.

К концу 60-х годов опять-таки под влиянием опыта политической борьбы, и в частности ряда известных поражений сил, выступающих за некапиталистическое развитие, наметились некоторые новые тенденции (о них речь пойдет ниже),

Оглавление