Национально-освободительное движение в Африке

КЛАССЫ И КЛАССОВАЯ БОРЬБА Классовые отношения — коренная проблема всей общественной и политической мысли. Не удивительно, что эта проблема не только оказалась в центре внимания африканских идеологов и политиков, но и стала предметом споров и острых разногласий. Прав X Бургиба, когда, говоря о существенных расхождениях во взглядах на строительство социализма между Социалистической дестуровской партией и другими африканскими и неафриканскими течениями, в качестве наиболее важного пункта разногласий выдвигает борьбу классов. Именно эта проблема в ее как внутринациональном, так и международном преломлении приводит к дифференциации африканской политической мысли. Именно на этой проблеме последовательнее и ярче, чем на любой другой, можно проследить три доминирующие тенденции, три главных направления идеологии современного национально освободительного движения в Африке

Логическое развитие во второй половине 60-х годов тех тенденций, которые привели к выделению национальной демократии в самостоятельное направление, побуждает ее идеологов к отказу от ряда идей, разделявшихся ими прежде.

В начале 60-х годов, признавая наличие классовых противоречий в африканском обществе, идеологи некапиталистического пути развития не склонны были объяснять их диалектикой внутреннего общественного развития; классовые конфликты, представлялись им всецело порождением империалистического вмешательства. Приведем следующее характерное рассуждение бывшего малийского министра С. Бадиана Куяте, относящееся к 1963 г.: «Позиция, заключающаяся в противопоставлении марксизму отсутствия классов в Африке, не является решением вопроса. Она носит чисто негативный, характер. В действительности наши -страны открыты для частной иностранной инициативы. Пролетариат возникнет. Если сегодня классов не существует, завтрашние рабочие, порожденные частным капиталом, поверят в историческую роль революционного класса».

С. Бадиан Куяте считал единственным источником классообразования частный иностранный капитал. Возможности внутренней классовой дифференциации не только не принимались во внимание, но отвергались как не свойственные африканскому обществу.

К середине 60-х годов подобные взгляды были отброшены. Главный редактор газеты «Спарк» К. Батса писал, что «имеются сильные свидетельства, доказывающие существование форм эксплуатации в Африке даже в доимпериалистический период». К. Нкрума в статье «Еще раз, об африканском социализме» (1966г.) призывал не путать современного африканского общества с общинным строем, как это делают «африканские социалисты», и отмечал ошибочность прописывания империализму всех перемен в африканском обществе, противоречащих духу коммунитаризма.

То, что внесли империалисты, подчеркивал Нкрума, пустило корни и стало чертами африканского общества. Постепенно сказывается понимание классовых противоречий как закономерного следствия общественного развития. В материалах VIII съезда ДПГ классовая борьба характеризуется как «всеобщая реальность и историческая необходимость».

В связи с этим все большее распространение приобретает мысль о развитии классовой борьбы, о закономерности постоянных изменений в рамках национального единства, т. е, антиимпериалистического фронта, получившая лишь самое общее выражение в концепции К. Нкрумы о позитивном и негативном действиях.

Книга К. Нкрумы «Классовая борьба в Африке» (1970 г.) свидетельствует о быстрой эволюции взглядов национальной демократии. Хотя К. Нкрума, как уже отмечалось, не исходит в своей новой книге из последовательно научного определения класса, по ряду вопросов в анализе социальной структуры африканского общества он делает значительный шаг вперед.

К. Нкрума подчеркивает, что время, когда классовые противоречия в Африке до известной степени затушевывались участием всех классов в борьбе за политическую независимость, порождавшим иллюзию национального единства, отошло в прошлое. Поэтому классовый раскол приобретает особую интенсивность, причем в первую очередь в тех странах, которые избрали социалистическую ориентацию. «Неистовая--классовая борьба кипит в Африке, — говорит К. Нкрума. – Она чрезвычайно важна для борьбы, которую ведут рабочие и крестьяне Африки, совершенно так же; как она является базисом мирового революционного процесса». Иллюзии затухания классовой борьбы уже изжиты, они не выдержали испытания временем, они перечеркнуты событиями последних лет, в частности серией реакционных государственных переворотов.

Отличительной чертой классовой борьбы на современном этапе наряду с ее общим обострением К. Нкрума считает ее направленность против реакционного меньшинства среди африканских народов, связавшего свою судьбу с империализмом.

Оглавление