Национально-освободительное движение в Африке

КЛАССЫ И КЛАССОВАЯ БОРЬБА Классовые отношения — коренная проблема всей общественной и политической мысли. Не удивительно, что эта проблема не только оказалась в центре внимания африканских идеологов и политиков, но и стала предметом споров и острых разногласий. Прав X Бургиба, когда, говоря о существенных расхождениях во взглядах на строительство социализма между Социалистической дестуровской партией и другими африканскими и неафриканскими течениями, в качестве наиболее важного пункта разногласий выдвигает борьбу классов. Именно эта проблема в ее как внутринациональном, так и международном преломлении приводит к дифференциации африканской политической мысли. Именно на этой проблеме последовательнее и ярче, чем на любой другой, можно проследить три доминирующие тенденции, три главных направления идеологии современного национально освободительного движения в Африке

В этот авангард войдут пробудившиеся элементы крестьян, рабочих, арендаторов и образованная революционная молодежь. Этот авангард сыграет важную роль в выработке социальных и политических доктрин, которые верно выразят устремления масс».

Заметной вехой в эволюции взглядов руководства ФНО в последние годы было выдвижение лозунга «революционного единства» взамен «национального единства». X. Бумедьен заявил, что революционное единство распространяется на тех, кто верит в революцию и социализм, и зиждется на единой социалистической идеологии, тогда как национальное единство означало бы допущение в революционные ряды оппортунистических элементов. Идея национального единства в стране, избравшей социализм как систему управления, ориентацию и политику, продолжал Бумедьен, неосуществима и потому означала бы ликвидацию революции. Бывший министр труда и социальных дел АНДР А. Зердани подчеркивал особую роль союза рабочего класса и крестьянства как ядра революционных сил. «Союз рабочего класса с крестьянством — одно из условий успеха социализма, — говорил он, — этот союз создает социальный фундамент для революционной власти».

Некоторым идеологам национальной демократии свойственна подчас известная идеализация крестьянства, преувеличение его роли и возможностей в социалистическом преобразовании и в связи с этим недооценка значения рабочего класса.

Наиболее законченное теоретическое воплощение эти моменты нашли в широко известной книге Ф. Фанона «Проклятьем заклейменные» (1961 г.), в яркой публицистической форме выразившей некоторые тенденции развития революционного крыла национально-освободительного движения в Африке.

Фанон считает марксистский анализ роли пролетариата и крестьянства в социалистической революции правильным для европейских стран, но в африканских условиях, с его точки зрения, эти два класса как бы поменялись местами. Главной опорой и авангардом революции стало будто бы крестьянство, тогда как колониальному пролетариату присущи многие отрицательные черты, которые революционеры западных стран считали типичными для крестьянства, например индивидуализм.

В основе рассуждений Фанона о роли пролетариата и крестьянства в революционной борьбе — противопоставление горожан жителям деревень в колониальном обществе. «Это, — пишет Ф. Фанон, — противоположность между колониальными жителями, исключенными из дележа колониальных выгод, и теми, кто устраивается так, чтобы извлечь пользу из колониальной эксплуатации».

Отнеся рабочий класс ко второй категории, Ф. Фанон, убежденный радикал и революционер, подвергший резкой критике буржуазно-реформистские иллюзии в национально-освободительном движении и безоговорочно осудивший национальный капитал за его праздность, алчность и эгоизм, невольно почти сомкнулся с национал-реформистом Л. Сенгором. Всякая попытка умалить революционность рабочего класса оказывается созвучной буржуазным тенденциям.

«В капиталистических странах, — пишет Фанон,— пролетариату нечего терять. В колониальных странах пролетариат может потерять все. Действительно, он представляет собой часть колонизованного населения, необходимую и незаменимую для нормального хода колониальной машины: водители трамваев, такси, шахтеры, докеры,- санитары и тому подобные элементы, которые в силу своего привилегированного положения составляют „буржуазную прослойку колонизованного народа"». Сенгор говорит примерно то же.

Нигилистическое отношение к революционным возможностям пролетариата приводит Фанона к идеализации крестьянства. «Ясно, что в колониальных странах только крестьянство революционно», — говорит он и пытается обосновать этот тезис сохранностью в этих странах традиционных общинных устоев: «Колониальные крестьяне живут в традиционной среде, структура которой осталась нетронутой, тогда как в индустриальных странах именно эта традиционная среда была разрушена индустриализацией». Отсюда крестьянство представляет собой дисциплинированный элемент общества, а индивидуализм наблюдается среди зачаточного пролетариата.

Оглавление