Национально-освободительное движение в Африке

КЛАССЫ И КЛАССОВАЯ БОРЬБА Классовые отношения — коренная проблема всей общественной и политической мысли. Не удивительно, что эта проблема не только оказалась в центре внимания африканских идеологов и политиков, но и стала предметом споров и острых разногласий. Прав X Бургиба, когда, говоря о существенных расхождениях во взглядах на строительство социализма между Социалистической дестуровской партией и другими африканскими и неафриканскими течениями, в качестве наиболее важного пункта разногласий выдвигает борьбу классов. Именно эта проблема в ее как внутринациональном, так и международном преломлении приводит к дифференциации африканской политической мысли. Именно на этой проблеме последовательнее и ярче, чем на любой другой, можно проследить три доминирующие тенденции, три главных направления идеологии современного национально освободительного движения в Африке

Поражения национальной демократии в Гане и Мали свидетельствуют о том, что концепции гармонии классов оказались неспособными обеспечить некапиталистическое развитие. В час испытания Народная партия конвента и Суданский союз не проявили себя как решающая сила в политической жизни страны, обнаружили идейную и организационную слабость, оказались неподготовленными к обострению и смене форм классовой политической борьбы, глубину и серьезность которой они недооценили.

Идея национального единства нашла претворение и в концепции единой партии, выражающей интересы всего народа. В последнее время в выступлениях идеологов национальной демократии видное место заняло положение об авангардной роли партии. Это свидетельствует о понимании ими необходимости ориентации партии на строительство социализма, повышения ее авторитета, организационного укрепления, активизации связей с массами, укрепления в партии позиций трудящихся. Однако авангардная роль, как правило, не связывается с признанием классового характера партии авангарда. Секу Туре дает следующее определение: «Партия авангарда — это партия, способная угадать стремления народа и находиться в первых рядах борьбы за достижение условий их удовлетворения». И. Диарра подчеркивал, что «в Африке не возникли партии авангарда в привычном понимании этого слова, т. е. партии классовые». «К концу колониального господства, — объяснял причину этого явления И. Диарра, — обстановка в африканском обществе стала более благоприятной для усиления его дифференциации, но было бы ошибкой утверждать, что оно уже сейчас разделено на антагонистические классы. Противоречия и социальные различия не достигли такой остроты, чтобы уничтожить общее чувство солидарности, которое связывает членов африканского общества».

И. Диарра полагает, что массовая всенародная партия в африканских условиях способна выполнять функции партии авангарда и довести социалистическую революцию до конца.

Идеи солидарности классов явились у национальных демократов следствием суммарного подхода к анализу классовой структуры общества, о котором говорилось выше. При этом подходе классовые противоречия в рамках антиимпериалистического блока почти не рассматриваются, хотя, как правило, и не отвергаются прямо, а иногда и предполагаются в абстрактной форме. В то же время антиимпериалистический фронт, охватывающий все слои общества, за исключением феодальных и компрадорских элементов, провозглашается сферой, в которой преобладает национальное единство. Несмотря на несовпадение исходных теоретических посылок с марксизмом в области определения классов и классовой борьбы, концепции национального единства могут явиться, как отметил французский исследователь Ж. Арно, своеобразным преломлением марксистско-ленинского тезиса о возможности и необходимости противопоставления единого национального фронта колониальному господству, поскольку последнее сохраняется. Однако при таком понимании единого антиимпериалистического фронта антагонизм между входящими в него силами не должен искусственно затушевываться, иначе это приведет к ослаблению влияния последовательно революционных классов в едином национальном фронте.

Без постоянного развития представлений, о едином фронте в направлении четкого решения вопроса о позиции входящих в него классовых сил и гегемонии определенного класса, без последовательного сочетания целей борьбы национального фронта за независимость и целей классовой борьбы за социальный прогресс в рамках массовой партии может возникнуть опасность переоценки степени и значения национального единства и недооценки классовой дифференциации.

Эволюция, идеологии национальной демократии не дает, однако, оснований для пессимизма. В последнее время в национальной демократии выявляются некоторые тенденции, позволяющие говорить об углублении представлений о классовой борьбе и о постепенном изживании некоторых ограниченных концепций, свойственных приверженцам некапиталистического развития в начале 60-х годов.

Такое развитие совершенно естественно. В начале 60-х годов национальная демократия выделилась как самостоятельное идейно-политическое течение из бывшего до тех пор общим русла «африканского социализма». При этом она еще не полностью освободилась от старых представлений.

Оглавление