Национально-освободительное движение в Африке

КЛАССЫ И КЛАССОВАЯ БОРЬБА Классовые отношения — коренная проблема всей общественной и политической мысли. Не удивительно, что эта проблема не только оказалась в центре внимания африканских идеологов и политиков, но и стала предметом споров и острых разногласий. Прав X Бургиба, когда, говоря о существенных расхождениях во взглядах на строительство социализма между Социалистической дестуровской партией и другими африканскими и неафриканскими течениями, в качестве наиболее важного пункта разногласий выдвигает борьбу классов. Именно эта проблема в ее как внутринациональном, так и международном преломлении приводит к дифференциации африканской политической мысли. Именно на этой проблеме последовательнее и ярче, чем на любой другой, можно проследить три доминирующие тенденции, три главных направления идеологии современного национально освободительного движения в Африке

Ход рассуждений сторонников дестуровского. социализма неоригинален. Они пользуются средствами из арсенала индивидуалистического, моралистического или этического социализма, не замечая, как методологии моралистов противоречит признанное самой дестуровской идеологией порождение эксплуатации экономической структурой. Подобная подмена конкретной социальной проблемы эксплуатации этической задачей борьбы со стремлением эксплуатировать — характерный пример того, как нормы «этического социализма» вопреки благородству и гуманизму побуждений многих его честных приверженцев используются во имя сохранения классового неравенства.

У Дж. Ньерере мы сталкиваемся с элементами «этического социализма» на почве патриархальных представлений. В идеологии Социалистической дестуровской партии эти мотивы вплетаются в четко выраженный рисунок буржуазного национал-реформизма. Как и у Ньерере, «этический социализм» не наблюдается здесь в чистом виде. Дестуровская партия пытается синтезировать его с государственным регулированием, с этатизмом. Вот почему наряду с призывом «развивать у граждан любовь к ближнему» и альтруизм, «поднимать моральный и интеллектуальный уровень граждан с тем, чтобы они поняли, что их собственный интерес совпадает с интересом коллективным» (призыв этот был бы хорош сам по себе, вне контекста сглаживания классовых различий), в дестуровской программе преобразований видное место занимает государственное регулирование. Но классовая позиция идеологов дестуровского социализма придает ему своеобразную окраску. Партия Бургибы исходит из того, что для установления социальной справедливости не следует ликвидировать капитализм как систему. производства, что стремление каждого к «разумной» прибыли законно и что предприниматели «охотно следуют советам государства в силу их полезности».

В основе дестуровских призывов к альтруизму и любви к ближнему, так же как и в основе идеи преобразований, осуществляемых государством с доброго согласия эксплуататоров, лежит отрицание классовой борьбы и классового характера государства. «Я должен подчеркнуть, — заявляет Бургиба, — свое отвращение к термину „класс"... Я не верю в борьбу классов. Я не верю в братоубийственную войну» (характерное отождествление!). По мнению Бургибы, для классовой борьбы в Тунисе нет никакой почвы после провозглашения дестуровского социализма. Как отличается этот тезис от новых веяний в идеологии национальной демократии, связывающих продвижение к социализму с диалектикой классовых противоречий! Закономерностям классовой борьбы противопоставляется национальное единство. По мнению Бургибы, все граждане Туниса, независимо от их классовой принадлежности, братски объединены друг с другом. «Благодаря своим предписаниям братства и солидарности, — говорит, Бургиба, — ислам был определяющим фактором в сближении различных слоев общества... Это сделало из Туниса общество, характеризуемое духом согласия и социального мира».

С «дестуровским социализмом» перекликаются взгляды ряда видных идеологов «исламского социализма». Мустафа эль-Сибаи, Исмаил Мазхар, Халид Мохамед Халид и др. ополчаются на классовую борьбу и противопоставляют ей идеи социальной солидарности. «Исламский социализм, — пишет М. эль-Сибаи, — в действительности ведет не к классовой борьбе, как коммунизм, а к сотрудничеству между всеми общественными классами».

Сопоставление концепций «дестуровского» и «арабского социализма», стоящих целиком на почве буржуазного национал-реформизма, с платформой арабской национальной демократии показывает, какой большой путь идейного развития уже пройден национальной демократией, открывающей новые перспективы перед национально-освободительным движением, углубляющей его социальное содержание.

Оглавление