Национально-освободительное движение в Африке

КЛАССЫ И КЛАССОВАЯ БОРЬБА Классовые отношения — коренная проблема всей общественной и политической мысли. Не удивительно, что эта проблема не только оказалась в центре внимания африканских идеологов и политиков, но и стала предметом споров и острых разногласий. Прав X Бургиба, когда, говоря о существенных расхождениях во взглядах на строительство социализма между Социалистической дестуровской партией и другими африканскими и неафриканскими течениями, в качестве наиболее важного пункта разногласий выдвигает борьбу классов. Именно эта проблема в ее как внутринациональном, так и международном преломлении приводит к дифференциации африканской политической мысли. Именно на этой проблеме последовательнее и ярче, чем на любой другой, можно проследить три доминирующие тенденции, три главных направления идеологии современного национально освободительного движения в Африке

. Г. А. Насер вновь подчеркнул, что национальное единство должно укрепляться в рамках «трудящихся сил народа», т. е. широкого объединения социальных сил, противостоящего сметенной им верхушке феодалов и буржуазии, составлявшей 0,5% населения, но монополизировавшей 50% национального дохода.

Формы классовой борьбы также трактуются идеологами АСС в основном в соответствии с Хартией. В Хартии речь шла о мирных и немирных путях классовой борьбы, при этом последний, видимо, относился лишь к решению антагонизмов между трудящимися силами народа и эксплуататорским блоком феодалов и крупных буржуа. Ныне, когда большое значение приобретают противоречия в рамках «трудящихся сил народа», подчеркиваются в первую очередь возможности мирного решения классовых конфликтов посредством демократического взаимодействия в рамках Арабского социалистического союза. В известном выступлении Г. А. Насера, получившем название Программы 30 марта 1968 г., говорилось, что АСС «гарантирует от кровавых классовых конфликтов». Далее в этом документе речь шла о необходимости руководить «политическим взаимодействием в процессе ликвидации классовых различий».

Как же намеревается решать АСС сложнейшую проблему сочетания союза в известных пределах с национальным капиталом, использования его в интересах экономического прогресса с укреплением социалистической ориентации?

Пытаясь решить эту проблему, от которой зависит многое в судьбах некапиталистического развития, идеологи АСС приходят к выводам, которые принципиально сродни поискам национальных демократов стран Тропической Африки. Так еще раз проявляется общность идейно политической платформы национальной демократии. Речь идет о том, чтобы, максимально используя все экономические возможности национального капитала, не дать ему занять господствующее положение в политической сфере, противопоставить ему мощную политическую организацию последовательно революционных трудящихся классов Политический строй, политический режим, политическая активность и сознательность рабочих, крестьян, революционной интеллигенции должны послужить гарантией от выхода национального капитала из под контроля, от превращения его в господствующую силу в сфере идеологической, политической, административной деятельности. Речь идет, таким образом, не об отказе от широкого блока антиимпериалистических классовых сил, а о повышении в его рамках роли трудящихся классов.

В качестве одного из важнейших пунктов Программы 30 марта 1968 г выдвигалось «освобождение творческих сил рабочего движения». В обращении Насера к Национальному конгрессу АСС в декабре 1968 г подчеркивалось, что введение нового определения рабочего и крестьянина потребует проведения новых выборов в Национальную ассамблею В понимании трудящихся, т е рабочих и крестьян, в идеологии АСС имелись неточные представления примерно того же рода, как и те, которые выше отмечались у ряда видных представителей малийской партии Суданский союз. Это приводило к тому, что вопреки конституционному правилу, требовавшему, чтобы рабочие и крестьяне составляли 50% во всех представительных учреждениях, по существу, под видом рабочих и крестьян в них проникали представители средних слоев и буржуазии.

Очевидно, в какой-то мере это связано и с самым названием блока антиимпериалистических демократических сил «трудящимися силами народа». Новые веяния в идеологии АСС ставили понятие «трудящийся» на прочную базу экономического анализа. В этой связи более реальное содержание приобретает и положение.

Хартии о том, что крестьяне и рабочие стоят во главе народных сил.

Удачную характеристику новых аспектов понимания расстановки классовых сил в АРЕ дал в 1966 г Халед Мохи эд-Дин. Он полагал, что одна из основных задач революции состоит в том, чтобы «работать во имя консолидации социалистических сил в рамках политических организаций и в большей мере склонить эти организации по классовому составу к рабочим, крестьянам и революционной интеллигенции».

Оглавление