Национально-освободительное движение в Африке

КЛАССЫ И КЛАССОВАЯ БОРЬБА Классовые отношения — коренная проблема всей общественной и политической мысли. Не удивительно, что эта проблема не только оказалась в центре внимания африканских идеологов и политиков, но и стала предметом споров и острых разногласий. Прав X Бургиба, когда, говоря о существенных расхождениях во взглядах на строительство социализма между Социалистической дестуровской партией и другими африканскими и неафриканскими течениями, в качестве наиболее важного пункта разногласий выдвигает борьбу классов. Именно эта проблема в ее как внутринациональном, так и международном преломлении приводит к дифференциации африканской политической мысли. Именно на этой проблеме последовательнее и ярче, чем на любой другой, можно проследить три доминирующие тенденции, три главных направления идеологии современного национально освободительного движения в Африке

Позиция идеологов утопического социализма отличается крайней противоречивостью. Длительное равновесие между искренним стремлением уничтожить социальные антагонизмы и наивными иллюзиями, препятствующими становлению классового сознания трудящихся, едва ли возможно. Какая-то сторона должна взять верх. Преданность идеалам справедливости и интересам трудящихся масс может привести к постепенному изживанию просветительско-моралистических иллюзий. Новейшее идейное развитие партии ТАНУ и ее лидера Дж. Ньерере служит тому примером. Но возможно и движение в противоположном направлении, когда реформистские иллюзии приводят к притуплению чувства социальной справедливости. В таком случае утопический социализм быстро утрачивает свой демократический революционный потенциал и скатывается на позиции буржуазной идеологии.

Национал-реформистская ветвь современной африканской политической мысли, так же как и утопический социализм, исходит из отрицания классовых антагонизмов и классовой борьбы в африканском обществе, но классово-политическая база этой позиции принципиально иная. Если у идеологов утопического социализма отрицание классовых антагонизмов проистекает из веры в незыблемость древних общинных традиций и сочетается с искренней нетерпимостью к проявлениям социальной несправедливости, то буржуазный национал-реформизм использует идеализацию патриархальных устоев для затушевывания складывающихся классовых противоречий, для доказательства неизбежности социального неравенства. При этом ссылки на исторические традиции, на расовую исключительность «африканской личности» и т.п. служат, по-существу, лишь оболочкой для вполне современных западных буржуазно-реформистских иллюзий о социальной структуре общества. К этой ветви африканской политической мысли вполне применимо замечание американского исследователя о том, что «рассуждения о бесклассовом или минимально стратифицированном обществе могут представлять собою идеологическое оправдание эффективной монополии материального богатства со стороны могущественных групп».

Представители африканского национал-реформизма не игнорируют полностью элементы социальной дифференциации в африканском обществе, но считают, что они не носят антагонистического, классового характера Л Сенгор пишет о странах Западной Африки. «Это страны, конечно, в прошлом феодальные, но по традиции без классов, без наемного труда, это общинные страны, в которых группа превалирует над личностью». В Сенегале, по его мнению, «фактически не было пролетариата, так как не было буржуазии, там не было ни капитала, ни сбережений, а следовательно, и капиталистов. Там были только технико-профессиональные группы, интересы которых, как бы они ни расходились, не противостояли друг другу, а именно нанимаемые правительством рабочие, мелкие торговцы, люди свободных профессий, фермеры, пастухи, рыбаки, ремесленники Если капитализм существовал, он был иностранным Экономическое господство покоилось на политическом господстве».

Представление о технико-професссиональных группах, о своего рода техническом разделении труда, в отличие от классовой дифференциации переносится Сенгором и на современное сенегальское общество. Он говорит о «социальных группах, которые не являются классами», в частности потому, что они не являются замкнутыми, и переход из одной группы в другую облегчен «В нашем негро-берберском обществе, — пишет Сенгор, — нет классов, но есть социальные группы, борющиеся за влияние». Правда, это не мешает Сенгору отметить, что анализ обнаруживает определенные тенденции, целое движение к образованию классов.

Таким образом, противоречия между социальными группами не исключаются, но при этом решительно подчеркивается, что эти противоречия принципиально отличаются от классовой борьбы, порожденной европейскими условиями, что они вполне примиримы без принесения в жертву чьих-либо существенных и справедливых интересов, на основе признания общего блага и следования общинным традициям «Резкие классовые противоречия, существовавшие некогда в Европе, — пишут авторы кенийской „Белой книги об африканском социализме, относя классовые конфликты к прошлому и солидаризуясь в этом с идеологами монополистического капитала, — не имеют места в африканском социализме и не имеют никакой параллели в африканском обществе. Никаких классовых проблем не возникло в традиционном обществе и не существует сегодня среди африканцев». Сходные мысли высказывал и философ из Ганы У Абрахам «В традиционной Африке дифференциация классов не означала дезинтеграции политических интересов Еще меньше означала она противоречия между

Оглавление