Национально-освободительное движение в Африке

КЛАССЫ И КЛАССОВАЯ БОРЬБА Классовые отношения — коренная проблема всей общественной и политической мысли. Не удивительно, что эта проблема не только оказалась в центре внимания африканских идеологов и политиков, но и стала предметом споров и острых разногласий. Прав X Бургиба, когда, говоря о существенных расхождениях во взглядах на строительство социализма между Социалистической дестуровской партией и другими африканскими и неафриканскими течениями, в качестве наиболее важного пункта разногласий выдвигает борьбу классов. Именно эта проблема в ее как внутринациональном, так и международном преломлении приводит к дифференциации африканской политической мысли. Именно на этой проблеме последовательнее и ярче, чем на любой другой, можно проследить три доминирующие тенденции, три главных направления идеологии современного национально освободительного движения в Африке

От общих рассуждений о позитивном и негативном действиях К. Нкрума переходит к конкретному делению всего общества на эксплуататоров и эксплуатируемых, на привилегированные и угнетенные классы. К первой категории он относит бюрократическую буржуазию, офицерский состав армии и полиции, интеллигенцию, специалистов, компрадоров и т. п. К угнетенным классам относятся рабочие, крестьяне, мелкие торговцы и ремесленники.

Большое достижение теоретической мысли национальных демократов представляет собой признание К. Нкрумой классовой дифференциации среди крестьянства. Это результат изживания идеализации патриархальной африканской общины. Нкрума делит сельское население на эксплуататоров и эксплуатируемых, при этом «крестьяне» в нашем понимании слова оказываются по обе стороны водораздела. К сельским эксплуататорам наряду с плантаторами и «отсутствующими» землевладельцами он относит фермеров (владельцев сравнительно крупных земельных участков) и мелких фермеров (владельцев небольших земельных участков). Фермеров Нкрума называет сельской мелкой буржуазией, их общественное положение зависит от размеров земельных владений и степени эксплуатации наемного труда [102, 20]. К эксплуатируемым классам сельского населения относятся самые мелкие собственники земли, которых мы бы назвали бедняками, а Нкрума называет «крестьянами», слишком узко и, на наш взгляд, вольно пользуясь этим словом, а также сельский пролетариат.

Не руководствуясь строго научным определением класса, К. Нкрума допускает некоторые неточности в анализе структуры африканского общества, которых мы коснемся ниже. Но ясная постановка вопроса о классовой дифференциации и борьбе, охватившей все слои общества, все сферы социальной жизни, четкое понимание складывания и консолидации в независимых африканских государствах эксплуататорских, антисоциалистических по природе своей сил создают основу для корректировки революционной стратегии.

Ныне идея перегруппировки классовых сил по мере расширения и углубления революционных преобразований фигурирует в платформе национальной демократии уже не как абстрактный теоретический постулат, а как важный принцип определения политической линии.

Национальные демократы выдвигают лозунг постоянного развития революции путем укрепления ее демократической, социалистической ориентации. «Революция не может прекратиться или остановиться, — говорил на VIII съезде ДПГ А. Секу Туре. — Последовательные фазы, которые она проходит, непохожи друг на друга и никогда не повторяются. Каждая из этих фаз качественно выше предыдущей... ДПГ знает, что на каждом этапе революционного движения формируется соответствующая ему контрреволюция...». Отсюда необходимость постоянной корректировки политической ориентации с учетом меняющейся расстановки классовых сил. «Ясность и сила политической линии, — продолжает Секу Туре, — зависят от определения врага или противника, с которым нужно бороться, и от знания попутчиков в борьбе, чьи идеологические, исторические и общественные интересы связаны с интересами масс».

Национальные демократы все более ясно сознают, что укрепление социалистических тенденций требует перегруппировки классовых сил. Выступая на VIII съезде ДПГ, представитель правящей партии Народной Республики Конго (Браззавиль) говорил: «На настоящем этапе национальной демократии Национальное движение революции Конго (Браззавиль) стремится мобилизовать все живые силы страны, заинтересованные в упрочении независимости. Но Национальное движение революции направляет свою деятельность прежде всего на удовлетворение широких народных масс, ибо только они в конечном счете являются движущей силой истории и подлинными творцами революции».

Еще более последовательно мысль о необходимости искать новые формы сплочения социальных сил по истечении первого этапа национальной консолидации была высказана руководящим деятелем партии Суданский союз Мадейра Кейта. «Мы были вынуждены объединить все силы населения против колониального режима в рамках единой партии, которая носила характер национального фронта, — говорил Мадейра Кейта.

Оглавление