Национально-освободительное движение в Африке

КЛАССЫ И КЛАССОВАЯ БОРЬБА Классовые отношения — коренная проблема всей общественной и политической мысли. Не удивительно, что эта проблема не только оказалась в центре внимания африканских идеологов и политиков, но и стала предметом споров и острых разногласий. Прав X Бургиба, когда, говоря о существенных расхождениях во взглядах на строительство социализма между Социалистической дестуровской партией и другими африканскими и неафриканскими течениями, в качестве наиболее важного пункта разногласий выдвигает борьбу классов. Именно эта проблема в ее как внутринациональном, так и международном преломлении приводит к дифференциации африканской политической мысли. Именно на этой проблеме последовательнее и ярче, чем на любой другой, можно проследить три доминирующие тенденции, три главных направления идеологии современного национально освободительного движения в Африке

В статье «От народничества к марксизму» Ленин подчеркивает, что эсерами «употребляются без различия слова: трудящиеся, эксплуатируемые, рабочий класс, трудовая масса, класс эксплуатируемых, классы эксплуатируемых». «Если бы авторы подумали хоть над этим последним, нечаянно сорвавшимся у них выражением (классы), — продолжает В. И. Ленин, — то они поняли бы, что трудятся и подвергаются эксплуатации при капитализме не только пролетарии, но и мелкие буржуа».

Вскрывая ненаучный характер эсеровской категории «трудового крестьянства», В. И. Ленин говорил, что «трудится и эксплуатируется везде, всегда и повсюду громадное большинство мелкой буржуазии», и спрашивал: «Не хотят ли наши соц.-рев. создать также „категорию" „трудового" торгово-промышленного населения вместо „узкой" категории пролетариата?».

Как видим, в африканских условиях некоторые прогрессивные идеологи создали такую «категорию».

Все свое значение сохранила и ленинская оценка подобных явлений в идеологии: «...желая опереться заодно и в равной мере и на интеллигенцию, и на пролетариат, и на крестьянство, партия социалистов-революционеров тем самым неизбежно (независимо от ее воли) ведет к политическому и идейному порабощению русского пролетариата русской буржуазной демократией».

Представления идеологов национальной демократии в странах Тропической Африки противоречивы. Лишь постоянное развитие прогрессивных тенденций в рамках

этой идеологии позволит ей сохранять соответствие потребностям революционного развития. Сложная обстановка требует от революционных сил Африки умения сочетать готовность пойти на широкие классовые блоки во имя достижения конкретных целей с четким научным анализом, с ясными идейными установками о той роли, которую могут сыграть различные классы на разных этапах революционного движения.

В странах Северной Африки в иных исторических условиях, при более высоком уровне дифференциации общества наличие внутринациональных классовых противоречий осознавалось более четко. Вопрос о существовании классов в обществе, столь острый и вызывающий разногласия в Экваториальной Африке, здесь был решен бесповоротно практикой политической борьбы.

Характерна в этом отношении позиция идеологов египетского национально-освободительного движения.

Достижение Египтом формальной политической независимости привело к поляризации интересов стоявшего у власти блока феодалов с крупным капиталом и национальных сил. В Хартии национальных действий АРЕ записано, что «египетский народ никогда не забывал, как на протяжении многих национальных революций крупный местный капитал был способен обратить результаты этих революций в прибыли для капиталистов». Отсюда революция 23 июля 1952 г. была вполне сознательно направлена не только против британского империализма, но и против «определенных классов старого режима», которые обманывали народ своим мнимым участием вместе с ним в борьбе с империализмом, «тогда как на самом деле они были связаны с последним общими интересами».

Сложившиеся в этих условиях представления о классах и классовой борьбе получили интересное воплощение в книге Г. А. Насера «Философия революции». Кратко ее основные положения могут быть изложены следующим образом.

Все нации в своем развитии проходят через две революции: политическую, посредством которой восстанавливается право на самоуправление, и социальную, в ходе которой «классы борются друг с другом, пока не будут установлены справедливость для всех соотечественников и стабильность». Особенность Египта — в том, что колониальная ситуация вынуждает его осуществлять эти две революции одновременно, тогда как в истории они иногда были отделены друг от друга сотнями лет. Между тем эти революции требуют противоречивых условий: политической революции свойственно единство национальных сил, социальной революции — их дифференциация; социальная революция протекает в условиях борьбы классов и индивидов.

Оглавление