Национально-освободительное движение в Африке

КЛАССЫ И КЛАССОВАЯ БОРЬБА Классовые отношения — коренная проблема всей общественной и политической мысли. Не удивительно, что эта проблема не только оказалась в центре внимания африканских идеологов и политиков, но и стала предметом споров и острых разногласий. Прав X Бургиба, когда, говоря о существенных расхождениях во взглядах на строительство социализма между Социалистической дестуровской партией и другими африканскими и неафриканскими течениями, в качестве наиболее важного пункта разногласий выдвигает борьбу классов. Именно эта проблема в ее как внутринациональном, так и международном преломлении приводит к дифференциации африканской политической мысли. Именно на этой проблеме последовательнее и ярче, чем на любой другой, можно проследить три доминирующие тенденции, три главных направления идеологии современного национально освободительного движения в Африке

В странах Тропической Африки к этим общим для колониальных народов условиям прибавляется и слабость классовой дифференциации, приводившая к тому, что в некоторых из них почти отсутствовали сложившиеся местные эксплуататорские классы. Когда V панафриканский конгресс в «Обращении к колониальным народам» призвал к формированию единого фронта интеллигенции, рабочих и фермеров в борьбе против колониализма, отсутствие в перечне классовых сил, входящих в этот фронт, национального капитала вряд ли можно было счесть за сознательный отказ от сотрудничества с ним или непризнание за ним значения антиимпериалистической силы. Во всяком случае позднее ведущие африканские националисты, участвовавшие в V конгрессе, не придерживались такой точки зрения. Просто авторы «Обращения» стремились опереться на реальных участников национально освободительного движения Национальный же капитал почти полностью отсутствовал во многих колониях Тропической Африки как оформившаяся политическая сила.

Идеологи африканского национализма правы, подчеркивая специфичность классовых отношений в своих странах и призывая внимательно относиться к национальным и культурно историческим традициям Попытки механически распространить на Африку представления о классах, сложившиеся в Европе, действительно чреваты многими ошибками Но это совершенно не означает, что в африканских условиях непригодны некоторые конкретные выводы, сделанные на европейском материале, и научная марксистско-ленинская методология, на которых они основаны Водоразделом в вопросе о признании или непризнании классовой борьбы служат не континенты и не расовые или этнические границы, а отношение к борьбе против империализма, к борьбе трудящихся за социальную справедливость против эксплуатации. Максимальный учет и подлинно научный анализ особенностей социальной эволюции африканских народов ведут не к отрицанию общих классовых закономерностей исторического процесса, а к их подтверждению на новом материале. К такому выводу все более склоняется левое крыло африканского национализма — национальная демократия.

Ввиду значительных различий исторических условий Экваториальной и Северной Африки концепции классовой структуры общества, сложившиеся в этих районах, целесообразно рассматривать отдельно, хотя эти различия отнюдь не препятствуют принципиальной общности в рамках основных направлений, становящейся все более очевидной по мере развития политической борьбы. Как раз в проблеме классов эта общность ясно прослеживается на современном этапе эволюции национальной демократии в странах Северной и Тропической Африки.

Специфика исторического развития стран Тропической Африки не способствует четкому осознанию классовой структуры общества Классовая дифференциация не достигла еще в этих странах высокого уровня, к тому же существование пережиточных патриархальных общественных форм, таких, как расширенная семья, племя, возрастное деление и т. п., смягчает проявление классовых интересов. Это, конечно, не означает, что классовая борьба в Африке в течение последних лет не усилилась, но безусловно создает атмосферу, благоприятную для сохранения, а часто и искусственного культивирования иллюзий о том, что классовые антагонизмы органически чужды африканским народам.

Иллюзии эти, однако, быстро утрачивают почву, ибо общинная структура рушится под напором товарно-денежных отношений. В Тропической Африке усиливается классовая дифференциация, распадаются общинные связи, ярким показателем чего служит быстрый рост армии наемного труда, причем не только в сфере промышленности и торговли, но и в сельском хозяйстве. Доля наемных работников во всем трудоспособном населении, и в частности сельскохозяйственном, составляет соответственно (в %) в Гане — 20 и 10, Замбии—16 и 3, Республике Заир — 15 и 5, Либерии — 22 и 11, Нигерии — 9 и 2, в Сенегале—10 и 4 [138, 1970, № 11, 150]. Только закрывая глаза на важнейшие тенденции общественного развития, можно говорить теперь о незыблемости традиционных социальных структур.

Наиболее последовательно отвергают теорию классов и классовой борьбы, исходя из представлений о крепости родовых устоев африканского общества, представители мелкобуржуазного направления африканской политической мысли.

Оглавление