Национально-освободительное движение в Африке

КЛАССЫ И КЛАССОВАЯ БОРЬБА Классовые отношения — коренная проблема всей общественной и политической мысли. Не удивительно, что эта проблема не только оказалась в центре внимания африканских идеологов и политиков, но и стала предметом споров и острых разногласий. Прав X Бургиба, когда, говоря о существенных расхождениях во взглядах на строительство социализма между Социалистической дестуровской партией и другими африканскими и неафриканскими течениями, в качестве наиболее важного пункта разногласий выдвигает борьбу классов. Именно эта проблема в ее как внутринациональном, так и международном преломлении приводит к дифференциации африканской политической мысли. Именно на этой проблеме последовательнее и ярче, чем на любой другой, можно проследить три доминирующие тенденции, три главных направления идеологии современного национально освободительного движения в Африке

Можно констатировать известную теоретическую незавершенность подобного анализа классовых отношений, но нельзя не учитывать его тесной связи с сегодняшними потребностями государств, избравших некапиталистический путь. Концепции идеологов национальной демократии о классах, по существу, представляют собой результат правильного осознания лидерами передовых стран Африки конкретной расстановки классовых сил на современном этапе национальной революции. «Если верно, — говорил Секу Туре, — что социальный слой, более или менее эксплуатирующий трудящихся и потребителей, в экономическом плане находится в отношениях антагонизма с большой частью общества, то еще более верно, что главным врагом всего народа, включая национальную буржуазию, все еще остаются империализм и колониализм». Отсюда для Секу Туре начала 60-х годов борьба классов в Африке — это в первую очередь борьба с империализмом, колониализмом и неоколониализмом и лишь в меньшей мере — борьба внутри африканских наций против феодальных и капиталистических сил, против религиозной мистификации и иных активных проявлений антагонизма экономических, политических, общественных интересов.

Сходным образом объяснял связь представлений о классах с особенностями настоящей фазы развития бывший видный деятель партии Суданский союз (Мали) Идрисса Диарра. Он подчеркивал, что, с одной стороны, деление общества на классы еще не получило достаточного развития, классовые отношения маскируются сохранением патриархальных форм, скрывающих их подлинную эксплуататорскую сущность, а с другой стороны, «присутствие колонизаторов... отодвигает на задний план все остальное».

В идеологии национальной демократии на идею классовой борьбы накладывается идея о необходимости объединения в борьбе с империализмом. Отсюда лозунги национального единства, политического единства в общей борьбе, общности интересов всей нации, солидарности, которые могут быть правильно поняты лишь в сочетании с представлениями о классовой борьбе. Именно это и отличает их от соответствующих лозунгов «африканского социализма» в его сенегальском или кенийском вариантах.

Тем не менее отмеченное выше отождествление политического и научно-социологического в учении идеологов национальной демократии и отсутствие конкретизации при принципиальном признании классовой борьбы не могли не сказаться на понимании классовой борьбы и ее соотношении с национальным антиимпериалистическим единством.

Иногда идеологи национальной демократии представляли себе прогрессивную эволюцию общества не как результат классовой борьбы, а как результат ее ограничения, предотвращения, ее сглаживания путем объединения классов. Газета «Спарк» писала: «В отличие от политических партий в некоторых социалистических странах членство в нашей партии не ограничено одним или двумя классами... Из этого следует, что мы не можем полагаться на то, что сила классового интереса свяжет нашу партию воедино... Если бы мы придерживались этой линии (классовый принцип приема в партию.— О. М.), неизбежным следствием была бы острейшая классовая борьба, которая привела бы к неописуемым волнениям среди народа и замедлила бы прогресс нации. Мы предпочли следовать по пути, который приводит к затуханию классовой борьбы. Вот почему членство в нишей партии открыто для всех классов».

Это положение явилось закономерным развитием разработанных К. Нкрумой в «Философии сознательности» идей об эволюционном характере перехода к социализму в условиях сохранения общинных традиций в Тропической Африке.

На сходных позициях стоял, видимо, и И. Диарра. Он полагал, что в ходе некапиталистического развития общественные противоречия «не обостряются и углубляются, а преодолеваются». Представления о национальной демократии как о мирном сосуществовании классов получили в Африке известное распространение. Бесспорно, некапиталистическое развитие предполагает решение основных социальных противоречий. Но это решение возможно лишь в процессе классовой борьбы, а не на основе иллюзий солидарности антагонистических классов, чему все же отдали известную дань многие идеологи национальной демократии. Сотрудничество классовых сил в осуществлении прогрессивных преобразований вовсе не исключает классовой борьбы между ними.

Оглавление